Храм "Спаса-на-крови" в Санкт-Петербурге.


Иверский монастырь на Валдае.


Часовня Серафима Вырицкого, где покоятся мощи святого.

 а Руси с давних времен люди совершают паломнические путешествия по святым местам. Слово «паломник» произошло от слова «палома» — пальма. Каждый побывавший на Святой Земле считал обязанностью привезти домой частицу святыни — ветвь пальмы.
Русского паломника можно было встретить в разных странах: Италии, Египте, Иерусалиме. По дорогам России передвигались тысячи людей, идущих поклониться святыням. Каждый православный христианин считал своим долгом хотя бы раз в жизни посетить Троице-Сергиеву Лавру, поклониться святому преподобному Сергию Радонежскому. Известна любовь человека к «святынькам». Возвращаясь из путешествия, люди везут огромные сумки, наполненные святой водой, камешками, землей и другими частицами святынь. На Святой Земле есть пещера, в которой жил пророк Илия, а позже праведный Иоаким вымаливал здесь рождение дочери, Пресвятой Богородицы. Сегодня размеры пещеры увеличились в несколько раз. Перед входом висит несколько объявлений на английском языке и одно на русском с просьбой не откалывать камешки от стен.В конце XX века утерянная традиция паломничества возрождается с новой силой. Приходы храмов устраивают поездки на комфортабельных автобусах и теплоходах. До гражданской войны в Израиле на Святую Землю регулярно приходил теплоход, на котором доставлялось около трех тысяч русских паломников.
Паломническое путешествие — это не просто поездка с целью посмотреть известные места и узнать что-то новое. Это путешествие души. Возможность перенестись из повседневной жизни с ее бытовой неустроенностью, семейными дрязгами, неудачами, в другой мир — мир, где чувствуется благодать и помощь Божия. Многие стремятся в монастыри, чтобы прикоснуться к неведомому миру монашеского подвига, услышать и прочувствовать благодатную тишину, настраивающую на молитву. Часто паломники едут поклониться святым угодникам Божиим, просить их помощь и молитвы.
Паломническая служба «Глаголъ», работающая при церкви Пресвятой Троицы (Щурово), постоянно организует путешествия в Санкт-Петербург. Одна из таких поездок проходила с 30 апреля по 3 мая.
По сложившейся традиции мы посетили Иверский Валдайский монастырь, расположенный по пути следования в Санкт-Петербург. Иверская обитель находится на одном из островов Святого Валдайского озера. По преданию, это озеро освятил патриарх Никон, опустив на дно Евангелие и крест. Иверский монастырь славится своим гостеприимством. Для нас устроили трапезу: напоили чаем с хлебом, испеченным в собственной пекарне. После трапезы отец Пантелеимон, монастырский врач, провел экскурсию по монастырю, рассказал о его истории и святынях. Главная из них — чудотворная Иверская икона Божией Матери. На прощание наместник монастыря архимандрит Ефрем благословил нас и пригласил приезжать почаще.
В Северную столицу наш автобус приехал ближе к вечеру, и мы отправились в Александро-Невскую Лавру — духовный центр города. Здесь в главном Соборе почивают мощи святого благоверного князя Александра Невского, великого хранителя земли Русской.
На территории Лавры расположено Никольское кладбище — это некрополь иерархов Православной Церкви. Там находится мраморный памятник, на котором высечены слова: «Да помянет Господь Бог во Царствии своем всех хранителей веры и благочестия — монашествующих Александро-Невской Лавры, арестованных в 1918 году (20 иноков) и в 1932 году (более 40 иноков) и в лагерях убиенных». Еще видны на стене отметины от пуль, оставшихся после расстрела монахов.
У Александро-Невской Лавры в XX веке удивительная история. Старец иеросхимонах Сампсон, начавший монашеский подвиг в нелегкие годы советской власти, вспоминает: «После революции многие из богатых людей бросали свое ремесло, принимали монашество и блаженно заканчивали жизнь. Так, например, иеросхимонах Серафим — бывший меховщик, схиигумен Гурий (Комиссаров) — миллионер». Люди, удостоенные погребения в усыпальнице Александро-Невской Лавры, внесли значительный вклад в развитие Российского государства и Православной Церкви. Здесь покоятся знаменитые иерархи: священноархимандрит Алескандро-Невской Лавры Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995), патриарший экзарх Западной Европы Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1925-1978) и многие другие выдающиеся деятели Православия, оставившие глубокий след не только в истории, но и в сердцах людей.
Вечером мы успели побывать в Казанском кафедральном соборе. Этот день завершился ночной прогулкой по городу.
Утром следующего дня мы отправились в Свято-Иоанновский женский монастырь. Здесь в нижней части главного храма находятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. После Литургии мы спустились к раке с мощами и отслужили молебен. Из Иоанновского монастыря наш автобус отправился на Смоленское кладбище. В этот дальний уголок Петербурга съезжаются люди со всей России, чтобы поклониться и попросить помощи у блаженной матушки Ксении, скорой помощницы и молитвенницы за всех скорбящих. Во время Великой Отечественной войны женщины приходили к закрытой часовне и оставляли записочки с именами своих мужей, находящихся на фронте, и Господь спасал их по молитвам блаженной Ксении.
В приделе святой великомученицы Екатерины Петропавловского собора (усыпальницы русских царей династии Романовых) покоятся предполагаемые останки последнего российского императора Николая II, его семьи и ближайших слуг. Здесь наши паломники отслужили литию о царственных мучениках.
Храм Воскресения Христова, или «Спаса-на-крови», построенный на месте убиения императора Александра II, оставил самые яркие впечатления у большинства паломников. Воплощающий самобытность русского зодчества, он гармонично вписывается в архитектурный ансамбль города. Одному монаху образ храма был явлен во сне, по этому образу и воздвигнут храм Воскресения Христова.
Из Северной столицы мы отправились в Царское Село (г. Пушкин). Здесь находится государев Собор, освященный в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы дома Романовых. Этой иконой мать первого русского царя из династии Романовых благословила сына на царство. Позже часто иноземным княжнам, принявшим православную веру, давали отчество Федоровны.
Нам удалось осмотреть нижний храм св. Серафима Саровского, где молилась императрица Александра Федоровна с дочерьми.
После двух попыток взрыва, совершенных в послереволюционный период, здание находится в плачевном состоянии. Но тем не менее, восстановительные работы идут полным ходом. Мы надеемся, что в скором времени собор обретет свой прежний величественный вид.
Напоследок мы посетили поселок Вырицу. Здесь, окруженные сосновым лесом, стоят маленький деревенский храм и часовенка. В этой часовне покоятся мощи святого преподобного Серафима Вырицкого, знаменитого старца нашего времени, того самого богатого промышленника, подвизавшегося в Александро-Невской Лавре. Старец Серафим повторил великий подвиг своего небесного покровителя — Серафима Саровского: тысячу дней и ночей он молился на камне о победе русских войск над фашистскими оккупантами.
Настоятель храма и прихожане встретили нас очень радушно. После небольшой беседы об истории храма нам разрешили совершить молебен у мощей преподобного.
XX век — новый век русского паломничества. Невидимыми ростками новой, небесной жизни, под покровом почти семидесятилетнего мрака безбожия сохранил и преумножил Господь русские святыни, чтобы возродилась на Руси давняя традиция — путешествие души.


Мария Панина.

                 

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz