Первый звонок.
3 сентября 2001 г. |
Само название «православная» говорит о том, что гимназия находится под попечением Церкви. Ей уже три года. Учатся в ней ребята из православных семей. Она создавалась на территории нашего храма – храма Пресвятой Троицы в Щурово. Тогда, в июне 1999 года, мы еще не знали, что сентябрь этого года будет особым – мы откроем свою школу. Но пришли дети – и начались занятия, как в обычной общеобразовательной школе.
Собственно говоря, это и был первый класс Проводниковской общеобразовательной школы. И первая учительница, которая начала здесь работать – из этой школы. Татьяна Алексеевна уже не один год занималась с детьми по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Сегодня все три класса гимназии учатся по этой системе. Предметы обычные. Необычна методика их преподавания. Дети с самого первого урока становятся маленькими исследователями. Они учатся работать с книгами, с научной литературой. Чем больше узнают, тем больше им хочется знать. Как правило, они намного опережают в развитии своих сверстников. Несмотря на то, что программа достаточно сложная, ребятам учиться очень интересно. Она помогает ставить на ноги даже самых отстающих. В день проходит по пять уроков. Дети завтракают и обедают, ходят на прогулку, выполняют домашние задания. Кроме обычных школьных предметов, занимаются церковным пением, сольфеджио играют в инструментальном ансамбле, поют в хоре. По желанию могут учиться игре на баяне или фортепиано. К праздникам Рождества, Пасхи Троицы готовят настоящие музыкальные спектакли. В этом учебном году ребята уже успели побывать в Бородино и Троице-Сергиевой Лавре. А летом отдыхали в Проводнике – ходили в лес, купались, загорали, газеты писали, стихи сочиняли. Но все эти факты, хотя и немаловажные, – на самом деле внешние. Главное – это то, что происходит внутри: какие здесь работают люди, какие учатся дети, какая атмосфера, дух этой школы.
Рождественская постановка.
2 класс. 2000 г. |
Какие мы?
Учитель третьего класса Татьяна Алексеевна Мельникова:
– Когда в конце второго класса, в прошлом году, нас проверяли врачи, они были поражены. Впервые в их практике дети, которые пришли в школу очень слабенькими, смогли так поправить свое здоровье. Это действительно странно, если учесть, что в первый класс мы набрали много детей с серьезными отклонениями в здоровье. Сначала я удивлялась, почему так происходит? А потом поняла: у нас есть храм. Атмосфера в православной гимназии отличается от обычной школы. Наши дети очень дружные, им всегда нужно быть вместе. Когда в первом классе Насте делали очень сложную операцию на сердце, ребята почувствовали, насколько они близки друг другу. Мы тогда в храме простояли полдня. С места не двигались. После операции врач ей не разрешил ходить, но она плакала до тех пор, пока мама не привезла ее на руках: «Я не могу больше – она хочет в школу, к вам». Она приходила, лишь бы только побыть с ребятами. «Вы не представляете, – говорит, – как у нас хорошо. Мне здесь так легко дышится».
Воспитанники Православной Гимназии и Детского сада.
1 сентября 2001 года. |
Наши учебники – это настоящие энциклопедии для детей. На уроках нравственности мы знакомимся с Библией, но чаще всего приходится разбирать ситуации из их жизни. Работать с ними непросто. Наверное, так и должно быть – это дети православной школы. Здесь больше искушений. Но я думаю, что если утром я могу зайти в храм, значит все уже отлично. Все остальные трудности – нормальные. С детьми работать трудно, а кому это легко?
Учитель второго класса Клавдия Федоровна Зайчук.
– Последнее время я преподавала в сельской школе. Когда пришло предложение от батюшки поработать здесь, я вначале сомневалась. Конечно, все мы христиане. Но я много лет была учителем советской школы. Пришлось себя перестроить, переосмыслить многое. Когда начались учебные занятия, все эти трудности забылись. У нас есть дети из таких семей, где помочь им совершенно ничем не могут. У многих ребят не было школьной зрелости. Сейчас они подтянулись, очень аккуратно пишут, есть знания. Быстро, за месяц, научились читать. Помогает система Занкова. Я работала 10 лет методистом, поэтому с ней хорошо знакома. Это система и обучающая, и развивающая. В целом, она действительно удачная, хотя в каждой системе есть что-то хорошее и что-то еще не доработанное. У нас сильные учебники, пособия. Программу ребята усваивают хорошо. Мы уже пишем маленькие сочинения, сообщения, наброски стихотворений. С детьми занимается педагог из музыкальной школы. Здесь очень спокойная обстановка, полноценное питание. Ребят мало, мы с ними постоянно находимся вместе. Посещаем церковные праздники, причащаемся. Я заметила, что дети здесь проходят нравственное очищение. Они сами идут к этому, мы им только помогаем.
Физкульт-минутка. |
Учитель первого класса Ирина Васильевна Андреянова:
– Здесь я работала два года в группе подготовки детей к школе. Поэтому практически всех ребят я знаю. Всего у нас 13 детишек. Класс сильный. Есть и слабые дети, но они тоже тянутся. За три месяца, что мы работаем с ними, произошли очень большие изменения. Отчасти это обусловлено особенностями программы. Она рассчитана на то, чтобы ребятам нравилось учиться. Шесть лет этим детям, но они справляются с программой хорошо. Ребята в обычной школе сейчас только начинают читать, мы уже читаем с первого дня. Есть вещи, которые ребята проходят в третьем классе, а мы – уже сейчас. Очень много дает близость храма. Причастие, исповедь, соблюдение постов положительно влияют на детей. Изначально здесь к ним доброжелательное отношение. Наш коллектив – это семья. Они рады видеть друг друга. Если мы готовимся к какому-либо празднику, то они всегда вместе, ни один не отделяется. В простой школе сложно добиться такой атмосферы. У нас есть духовные предметы: церковное пение, уроки нравственности. Детям они очень нравятся. Изучать Библию достаточно сложно. Но здесь все преподается в таком виде, что ребятам интересно. Конечно, у нас бывают сложные моменты. В самых критических ситуациях у нас есть возможность обратиться к батюшкам. Трудности, конечно, есть, материальные в том числе. Но, тем не менее, мы имеем возможность получать учебники такие, какие мы хотим, у нас есть бассейн, часто организуем самые разные поездки.
На уроке труда в 1-м классе. |
Это мы
Мария:
– Наша гимназия находится при храме. Это обычная школа. У нас есть уроки – чтение, русский язык, математика, естествознание, география. Мы пишем сочинения, рефераты. Тот, кто хочет, может записаться в музыкальную школу. Там учат игре на фортепиано, баяне. Мне нравится урок истории. Сейчас мы проходим Древнюю Русь, знакомимся с княгиней Ольгой. У нас есть урок нравственности. Там нас учат, как правильно поступать и как не надо поступать. Мы причащаемся, ходим на Божественную Литургию, молимся. Каждый молится по-своему. Кто-то о том, чтобы много хорошего в жизни было, кто-то об успешной учебе, кто-то о здоровье в семье, в классе. Молиться иногда бывает тяжело, а иногда – нет.
У плащаницы Божией Матери.
1 сентября 2001 г. |
Василий:
– Есть такая заповедь – нельзя драться, обижать других. Я сам иногда обижаю. Сегодня, если вспомнить, то учительницу обидел, я ее не слушался. Обидеть ведь можно и словами. Я не хотел, просто так выговаривается.
Георгий:
– Я учусь здесь второй год. До этого учился в тридцатой школе. Дедушка перевел сюда. Мне нравилось и там учиться, но здесь лучше, кажется. Здесь к храму ближе. Мы часто бываем в храме. Я туда каждый день по утрам хожу, молюсь.
Дарья:
– Я болею, но пришла в школу на репетицию. Мне сюда нравится ходить, потому что здесь хороший учитель, ребята. У меня здесь есть друг, Настя.
Наши мамы и папы
Власова Екатерина Викторовна:
– Девочке очень нравится учиться. Несмотря на раннее время, мы всегда встаем с радостью, быстро и в школу отправляемся бегом. Учителя занимаются с детьми в течение всего дня. Очень нравится музыкальная школа, бассейн. Дети растут здоровыми. Кормят нас очень вкусно и полезно, даже в пост. Классное помещение небольшое, но мы надеемся, что в ближайшем будущем эта проблема решится. Хотелось бы, чтобы кто-то из батюшек вел урок Закона Божия, потому что именно через священника передается дух детям. Я думаю, что должен быть введен церковнославянский язык, ведь здесь их учат церковному пению, и для православной гимназии до 20 века это было характерно. Многие святые преподавали церковные предметы в школах, в том числе Иоанн Кронштадтский.
Легенда
об Аврааме.
Море. |
Бакуева Виктория Валерьевна:
– Я очень довольна, что дочь учится здесь. Такое попечительство Церкви о нас меня восхищает и очень трогает. Сейчас очень трудно работать с детьми. Наши воспитанники также ругаются, дерутся и шалят, как и ученики других школ, но все-таки их можно привести к покаянию. В обычных школах это очень сложно сделать. Конечно, меня не может не беспокоить вопрос, где мой ребенок будет учиться в старших классах. Но на каждый день хватит своей заботы. Мы не знаем, что именно будет с нами завтра, но все будет хорошо, все разрешится в лучшую сторону. А то, что дети приобрели в гимназии – это, безусловно, останется у них.
Макарова Ирина Вячеславовна:
– Сын учится в первом классе. Многие знакомые говорят, что ребенок очень
изменился. Он стал намного
спокойнее, добрее. Хотя до этого мы
поменяли три садика и никто не мог найти к нему подхода. Когда сюда приходишь, то оказываешься в такой доброжелательной атмосфере, что просто не хочется уходить. Очень жалко, что ребята здесь будут только четыре года.
Алексахина Любовь Васильевна:
– Сейчас за детей в школах страшно порой становится. Они не осознают, что делают. У младших есть пример старших классов, они за ними тянутся. Тут же такого нет. Дурные примеры заглаживаются. Младшие классы – это основа всего жизненного пути. Пусть потом ребенок наделает шишек, но в душе будет твердая основа.
Колобок. Пасха 2000 г. |
Кожевникова Ольга Валентиновна:
– Сын изменился, когда пошел в гимназию, стал спокойным, уравновешенным. У нас школа прямо рядом с домом. А сюда он ездил один, потому что его некому было возить. Я спрашивала его еще в первом классе: «Ты не жалеешь, что не стал ходить в обычную школу?» – «Нет, не жалею». У него нет особого рвения к учебе, но учится он хорошо и душой ему тут лучше. И нам тоже. Здесь больше внимания детям уделяют.
Глухова Елена Викторовна:
Когда сыновья пошли в первый класс, они были совсем слабыми, не готовыми к школе. Но начали заниматься, вдруг пошел прорыв, и сейчас они сильно отличаются от своих ровесников и по поведению и по развитию. В прошлом году они пригласили детей с нашего двора в церковь на концерт. Объясняли им, как вести себя в храме. Те их внимательно слушали. Мне это было очень приятно. Они и меня многому учат.
Священник Михаил Сокрутов:
– Я очень рад, что старшая дочь Мария учится в Православной гимназии. Сегодня заложить в душе ребенка основы жизни, духовные основы, достаточно трудно. Хорошо, что появилась в Коломне такая школа. Ошибки, трудности, конечно, есть. Всегда трудно делать что-то впервые. Но самое главное – наши дети близ храма и, надеемся, в преддверии Царствия Небесного. Дай Бог, чтобы наши труды были не бесполезны. Хочется, чтобы этот опыт стал не только опытом нашего храма, но и основой образования в целом.
Что значат для нас наши дети?
Мельникова Т. А.: – То, что происходит здесь, для меня очень важно. Я стала абсолютно другим человеком, очень много открыла для себя и теперь перед Богом должница. Быть учителем в обычной школе – это совсем другое. Мне часто говорят: «Ради чего ты в такую даль ездишь?!». Но еще неизвестно, что больше – что я отдала или то, что получила. Да, они иногда плохо себя ведут, но когда у них что-то получается – душа поет. Это мои ребята, послушные или нет, и я их люблю. Я должна благодарить Господа, что он разрешил мне приблизиться к храму. Ведь могло бы этого не произойти. Эти дети для меня – мои родные, собственные дети.
Зайчук К. Ф.: – Многие дети, которые учатся у нас, нуждаются в защите. Здесь они ее находят. Эти малыши никогда не уйдут без обеда, без тетради, не останутся без бассейна, если дома нет денег. Они раскованные, спокойные, уравновешенные. Ребята здесь душой отдыхают, и я с ними. С возрастом переоцениваешь многое. Для меня работа с этими детьми – это обновление души.
Андреянова И. В.: – Я всегда мечтала стать учителем. Когда я попала сюда, я поняла, что отсюда никуда не уйду и дети – это мое. Я совсем недавно задумывалась о том, что я настолько люблю их, свою работу, что просто не представляю, как это могло бы быть по-другому.
О чем рассказал наш настоятель
– Отец Вадим, где будут учиться воспитанники школы после окончания четвертого класса?
– Существует два варианта. Либо мы разместим наши классы в одной из средних школ и будем иметь о них свое попечение в виде дополнительных предметов, финансовых затрат. Либо организуем что-то свое: построим собственное здание в Полянах на территории нашего будущего подворья. У нас еще есть время – полтора года до решения этого вопроса.
– Какие изменения будут происходить в материальных условиях школы?
– Мы делаем все, чтобы улучшить эти условия. Я считаю, что успехи в этом отношении достаточны. Если мы будем идти теми же темпами, то дальше будет что-то большее. Но я не думаю, что уровень школы зависит от материальных условий. Он зависит от духа, от самоотдачи тех, кто занимается детьми. На чем дети будут слушать музыку – на патефоне или современном магнитофоне – все равно. Хорошо бы иметь цифровой телевизор, домашний кинотеатр. Я совершенно не против, но это практически не влияет на процесс воспитания, просто так удобнее.
– Что значит эта школа для нашего храма?
– Образование, просвещение детей – это раскрытие в них образа Божия, озарение их душ светом Христовым. В том, чем мы занимаемся, нет ничего сверхъестественного. Это прямая обязанность любого прихода. Мы просто выполняем свой долг.
Беседу вела Татьяна Ртищева.
|