У настоятеля.
– Отец Вадим,
совершать дела милосердия –
обязанность каждого христианина.
Но, к сожалению, сегодня многие из
нас не имеют четкого представления
о том, что это такое: раздача
милостыни, участие в
благотворительных акциях,
молитва за друзей, врагов и так
далее?
– Милосердие – это «милость
сердца», то есть выражение любви
нашего сердца. Сам Господь,
обращаясь к нам, говорит: «Милости
хочу, а не жертвы». Наша душа, наше
любящее сердце – это тот
жертвенник, на котором должно
совершаться наше приношение Богу.
– Когда-то в
России существовали обители
милосердия, где оказывалась
помощь страждущим; наверное,
многие из нас еще помнят о сестрах
милосердия, которые во время войны
заботились об изувеченных
солдатах. А как сегодня
осуществляются дела милосердия в
Церкви?
– Формы служения ближним
различные, их не приходится
изобретать – сама жизнь требует
этих форм. Это кормление неимущих,
выдача питания, уход за людьми,
которые не могут самостоятельно
передвигаться, организация
пунктов сбора и раздачи одежды;
духовные беседы, совершение
специальных молебнов; организация
паломнических поездок для
инвалидов, неимущих и так далее.
Для осуществления такой
деятельности необходимо немало
денежных средств.
– Откуда
поступают средства для помощи
нуждающимся?
– Источники финансирования
различные. Это пожертвования
прихожан: деньги, продукты. Жертвы
конкретных юридических, частных
лиц: многие люди, зная, что есть
нуждающиеся, делают денежные
переводы. Кроме того, ряд
коломенских предприятий помогают
нам продуктами: «Тополис», ОАО «Коломнахлебпром»,
ОАО «Коломчаночка». Кроме того,
бывает и зарубежная помощь. В
качестве примера я могу рассказать
об одном бизнесмене из Австрии,
который в день своего юбилея
собрал гостей и попросил, чтобы ему,
вместо подарков, каждый передал бы
средства для неимущих. Эти
собранные средства господин Франц
Вюрер через господина Иозефа
Хубера, профессора словесности,
передал нашему храму. Я думаю, это
пример для наших бизнесменов и
наставление всем нам – как надо
проводить день своего рождения.
Наконец, мы просим
отца Вадима рассказать о
бедствующих людях, с которыми ему,
конечно же, не раз приходилось
сталкиваться, и о той помощи,
которую ему приходилось оказывать.
Но он советует задать этот же
вопрос священникам, прихожанам и
работникам нашего храма. С этим мы
и направляемся к храму.
Горе – как море.
– Матушка, помогите, чем можете.
Тяжелые двери храма с гулом
захлопнулись. В притворе – нищий.
На вид ему лет пятьдесят. С лицом
опухшим и почерневшим, с потухшими,
водянистыми глазами, он ничем не
отличается от сотен таких же, как
он, бродяг.
Нищий протягивает грязную,
закопченную руку:
– Матушка, помогите на мазь.
Рука у меня больная, не заживает… Я,
матушка, бомж, – неожиданно
признается он, – длинная это
история, да и не очень интересная.
По образованию я – инженер.
Работал на военном заводе. Когда
началась перестройка, всех
посокращали. В Коломне у меня была
квартира, но пришлось выписаться –
оставил дочерям. Пытался
устроиться на работу – не приняли.
Занялся коммерцией – прогорел.
Жена обратно не прописала. И
покатилось… Теперь сюда покушать
прихожу.
Выхожу из храма. На небольшой
площадке перед церковным домом
собрались человек двадцать таких
же бродяг. Ждут обеда. Стоят
группками человек по пять - семь. Не
торопясь переговариваются.
Женщины закуривают. К ним подходит
девочка лет двенадцати. Хорошо,
опрятно одета. Это Оксана. У Оксаны
с рождения порок на лице –
поврежденная, «заячья» губа.
Помню, года два назад Оксана в
первый раз пришла к нам в храм.
Маленькая, худенькая, плохо одетая,
с большими глазами на бледном
личике, она подошла к батюшке. Мне
тогда показалось, что наш
настоятель даже немного
растерялся. Они какое-то время
сидели на скамеечке: батюшка и
маленькая девочка с изуродованной
губкой. Потом встали, батюшка
собрал с канона продукты, отдал,
благословил…
Теперь Оксана подросла. Наша повар
матушка Валентина знакома с семьей
Оксаны – живут на одной улице. «Хорошая,
– говорит, – девочка. За
сестренкой младшей присматривает.
Как-то показывает она мне свою
фотографию. Симпатичная такая
девочка, только губка у нее
поврежденная. Жалко ее. Надо
операцию делать. Мама у нее пьет,
отца нет. Бабушка тоже выпивает.
Дома скандалы. Денег на операцию,
естественно, нет». Недавно возили
Оксану в Москву, врачи пошли
навстречу. Сейчас ее готовят к
операции.
В стороне стоит полная женщина лет
сорока. В очках, прилично одетая.
Читает тоненькую брошюрку.
Крестится. Я раньше не встречала ее.
Подхожу ближе. Пытаюсь заговорить.
Она с охотой рассказывает:
– Дочка у меня младшая больная,
инвалид. Четыре годика ей, а она до
сих пор как годовалый малыш. Я
когда на седьмом месяце
беременности была, мужа с работы
уволили. Сон мне приснился. Какой-то
голос говорит: «Твоего мужа
уволили с работы». Я проснулась вся
в поту. Испугалась очень. «Хорошо,
– думаю, – что это только сон».
Живем мы в Егорьевске, а работал
муж в Воскресенске. И вот через три
дня он возвращается с работы и
говорит: «Меня увольняют». Я туда
ездила с животом, упрашивала.
Ничего не помогло. Родилась
Ангелиночка. Инвалид. Муж ни
копейки не получал. Из роддома
вышла с двумя пеленками.
Государство нам назначило пенсию
– 340 рублей. Как на эти деньги
прожить? Ангелине операция нужна,
тогда, может, лечение назначат.
Стоит это 1.990 рублей. Спасибо
приходу храма: помогли с деньгами
на операцию. А то от некоторых
приходится слышать: «А вы ее в
детдом сдайте». Два года езжу к
Матронушке в Москву. Помогает она
нам. Сколько езжу – все лучше и
лучше дочка моя, но до совершенства
еще далеко. А ведь дома у меня еще
старшая дочка, в школе на одни
пятерки учится. Чем их кормить? Все
голодные, есть хотят. Муж пьет,
зарплату не получает. Вот, приехала
к вам за продуктами да одеждой.
«Горе – как море, – говорил
преподобный Амвросий Оптинский, –
чем больше в него входишь, тем
больше погружаешься».
Блаженны милостивые.
Вышел батюшка. Поздоровался.
Попросил всех сфотографироваться.
Никто не отказывается. Кто-то берет
благословение.
Слышу разговор: «Это наш батюшка.
Настоятель. Вадим». Вынесли обеды
тем, кто берет на дом. Теперь нас (
тех, кому некуда нести обед)
осталось человек тринадцать.
Сегодня мы в первый раз обедаем не
на улице, как обычно, а в помещении
для столовой. Ремонт там еще не
окончен, но, видимо, зимой все-таки
лучше обедать в холодном помещении,
чем под открытым небом. Откуда-то
выбегает толстенький, круглый
щенок. Он весело поглядывает на
нашу потертую компанию, машет
хвостиком и бежит куда-то по своим
щенячьим делам. А мы не торопясь,
гуськом направляемся к будущей
столовой.
Столовая наша находится в подвале
строящейся православной гимназии.
Вход перегорожен. Никто не
обращает на это внимание. Все
пробираются как могут. Я и еще одна
дама в нерешительности
задерживаемся. Тогда идущий
впереди джентльмен
предупредительно разбирает
перегородку и вежливо предлагает
нам пройти. Спускаемся вниз.
Посреди холодной, недавно
отштукатуренной комнаты стоит
стол, скамья.
Пришел парень в рабочей одежде и
деловито сообщил, что начальство
распорядилось скамейку и стол
вынести, а на их место поставить
другие столы и стулья. Мужчины тут
же идут за стульями. Прямо над нами
наверху идет строительство. Я
успеваю заметить, что там, наверху,
совсем другая жизнь. В ней
присутствует что-то, чего нет здесь.
Может, денег? Или – надежды?
Выходит хозяйка – матушка
Валентина, Валентина Алексеевна. (Это
у нас наверху она – матушка, а
здесь она – «она»).
– Пожалуйста, первое берите.
Хлебушек разбирайте.
В пластмассовые тарелки наливают
суп. Не до краев, конечно. Может,
кому и маловато. Суп вкусный,
рыбный. Все жуют. Валентина
Алексеевна уходит за вторым. Через
какое-то время молчание
прерывается:
– Тонь, а Толька-то с тобой
живет?
– Со мной, как квартирант.
– Да рассказывай! Квартирант!
Далее разговор принимает характер
шутливой дружеской беседы с
обилием эмоционально-экспрессивных
идиоматических выражений, столь
свойственных родному разговорному
языку и так трудно переводимых на
литературную основу. Наконец
эмоциональное напряжение
достигает такой высоты, что
мужчины начинают угрожать
женщинам – вот сообщим батюшке, он
вам покажет!
Приходит «она» – матушка
Валентина. Раздает всем второе.
Тушеная картошка с подливкой.
Сегодня не очень много – так что
добавки будет маловато. Я с
аппетитом поглощаю содержимое
своей тарелки. Все заняты примерно
тем же. Если я скажу, что картошка
мне очень нравится, то это, конечно,
будет выглядеть не очень-то
правдоподобно, и вряд ли кто-то
поверит мне. Тем не менее, это
действительно так.
Тут я внезапно обнаруживаю, что
кусочек черного хлебушка, который
мне выдали с самого начала обеда,
закончился. Матушка Валентина ушла,
и хлеба больше нет. Спустя минуту
мне уже становится неловко оттого,
что я, сытая, одетая, благополучная,
жду хлеба. А ведь со мной рядом люди,
не имеющие средств к существованию.
И никто не просит себе лишний
кусочек хлеба. Никто не ропщет, не
жалуется на судьбу. Может, кто-то из
них совсем не имеет угла. Может, кто-то
опустился на самое дно жизни. А
может…
– Будешь? – вдруг слышу я голос
моего соседа, – хлеб будешь?
Молча забираю. Блаженны милостивые.
Second hand.
В складском помещении церковного
дома – пункт раздачи одежды для
нуждающихся. Одежды много. Конечно,
здесь не новые вещи. Это наш
приходской Second hand. Хозяйка Галина
Ивановна рассказывает мне, что
ежедневно сюда обращаются человек
20 - 25:
– Разные люди приходят. И нищие,
и из многодетных, и больные, и бомжи
тоже Божьи люди. Как у кого горе
случится – приходят к нам. Этим
летом на Левшина пьяницы дом
взорвали. Вся семья на улице
оказалась. Стенка у них была, ковры.
Ничего не осталось. Город им
немного помог. Первое время в
гостинице жили. Да там дорого
платить. Сколько денег надо? Их
бабушка к нам за одеждой,
продуктами приезжала,
рассказывала. Мальчик один
приходит – берет одежду для всей
семьи. Он к нам в Воскресную школу
ходит. Из Луховиц женщина ездит –
пятеро внуков у нее, дочь пьяница,
отца нет. Из Белоомута, Озер едут.
Много беженцев из Грозного. На той
неделе была мать с двумя
ребятишками. Из тюрьмы люди
возвращаются - совсем раздетые.
Один пришел, себе взял вещи и другу
своему – у него, говорит, ботинок
нету, чтоб сюда дойти. Столько горя
у людей! Я и не подозревала.
Страшные случаи в жизни бывают.
Я замечаю напоследок, что, несмотря
на множество посетителей, здесь
чисто, порядок. На что матушка
отвечает: «Это сегодня у нас
порядок. А так по-разному бывает.
Здесь же склад. Заходят все, берут,
что нужно. Нам бы уголок какой-нибудь!
Пусть небольшой, да наш».
Тут нашу беседу прерывает
посетитель. Я ухожу.
Из прошений на имя настоятеля
церкви Пресвятой Троицы.
(По понятным причинам фамилии
авторов прошений не указываются).
«Прошу благословения на семью,
которая состоит из пяти человек.
Мама лежит в больнице. У нее
давление высокое, температура.
Дома кушать нечего, прошу какую-нибудь
помощь у отца Вадима».
«Прошу оказать помощь моей
племяннице. Она лежит в
противотуберкулезном диспансере в
г. Москве. У девочки нет никого,
родителей похоронила. В
воскресенье еду к ней в больницу,
но везти нечего. Поэтому прошу
оказать помощь».
«Прошу помощи у батюшки, т.к. у меня
мама лежит в больнице, папы у меня
нет. Еще две сестры и брат младшие.
В доме нет ни кусочка хлеба. Все
хотят кушать».
«Прошу благословения в оказании
материальной помощи на покупку
ингалятора. Я нахожусь в тяжелом
материальном положении. Дочь у
меня 36 лет является инвалидом 2-ой
группы, нерабочая. Диагноз у нее —
общее нервное заболевание. У меня
бронхиальная астма. Нахожусь на
лечении в ЦРБ».
«Прошу благословения на
материальную помощь, по
возможности продуктами. Так как я
добираюсь до дому, средств к
существованию не имею. Заработать
не могу, т.к. инвалид II-ой группы».
«Прошу благословения на
материальную помощь продуктами
питания и одеждой на семь человек,
т.к. мы беженцы с Грузии и
Казахстана. Проживаем в данное
время в Рязани».
«Прошу благословения на получение
помощи в виде еды и денег, т.к.
нахожусь в крайне тяжелой ситуации.
В настоящее время нахожусь
проездом из Москвы в Грозный. Моя
тяжелобольная дочь — в больнице в
Москве. Средств на существование и
постоянного места жительства не
имею. Муж и сын погибли в Чечне».
«Прошу благословения оказать мне
материальную помощь. У меня был
пожар. Сгорели мои родители, и сын
сгорел на 50 %. У меня шесть детей.
Последние пойдут в школу, но мне не
с чем их послать. Нет денег ни на
школьные принадлежности, ни на
обувь. Прошу не отказать в помощи».
Вместо заключения.
Горе человеческое безмерно, одному
с ним не справиться. Вот поэтому и
идут люди в храм, надеясь на
милость Божию и добрые сердца
людей. Следуя совету настоятеля, мы
обращаемся еще к одному священнику
нашего храма — отцу Михаилу
Сокрутову. Мы просим его
рассказать о бедствиях людей, с
которыми ему не раз приходилось
встречаться, о той помощи, которую
храм им оказывал.
Подхожу к отцу Михаилу, жду от него
интересного рассказа. Но, вместо
этого, он в самых общих чертах
описывает нашу благотворительную
столовую, пункт раздачи одежды.
Рассказывает о том, что священники
ездят в тюрьму, отправляют посылки
для заключенных; о том, что
прихожанки нашего храма ходят раз
в неделю к нескольким больным
женщинам, носят еду, помогают по
хозяйству; о том, что этим летом в
нашем лагере на Валдае были дети из
детского дома. Я понимаю, что того
рассказа, который я ожидаю, не
будет. «В собственном смысле
милостив тот, кто оказывает
благодеяние, но не разглашает о
бедствиях страждущих», —
вспоминаются слова одного из
святых отцов. Отец Михаил
улыбается. Он просто — пастырь.
Один из тысячи таких же служителей
Господних. Служить Богу и ближним
— это их жизнь. Да, наверное, и не
стоит рассуждать о добродетелях ни
отца Вадима, ни отца Михаила, ни
отца Иоанна — третьего священника
нашего прихода. Не в этом дело. Дело
в нас. Ведь сегодня мы здесь, «наверху»,
пусть не до жиру, но все-таки —
сытые. И дети в школу ходят, пусть
не в самую лучшую, но все-таки —
учатся. И муж зарплату домой носит,
пусть не очень большую, но на
сегодня — хватает. Но ведь жизнь по-разному
может повернуться. На что
надеяться? На милосердие Божие
надеемся, — на добрые, любящие
сердца людей да на Церковь
Христову.
Татьяна Ртищева.
Фото священника Вадима Маркина.
|