ЧТО ЖИЗНЬ БЕЗ ВЕРЫ?
ТУСКЛЫЙ ЛУЧ...
|
Большинство любителей стихов знакомы прежде всего с поэзией
светской. Мощнейший же пласт духовной
долгие годы оставался почти «за бортом» школьной и даже вузовских программ, репертуара всенародно любимых актеров-чтецов, издательских проектов. Теперь разве что привычка не слишком озадачиваться смыслом своего бытия может помешать в полной мере насладиться такими шедеврами, как державинский «Бог»:
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился,
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.
Современных авторов, пишущих духовные стихи, немного, если говорить о настоящей поэзии. Дело в том, что сама по себе высокая тематика вдохновляет и тех, для кого логичнее было бы ограничиться записями в свой семейный альбом. Ведь о горнем и писать-то должно в идеале только талантливо и профессионально, особенно, если вознамерился предложить свои творения публике...
Отрадно, чго среди наших земляков есть поэт, чьи духовные стихи украсили, к примеру, второй выпуск «Коломенского альманаха», немало номеров газеты «Благовестник». Речь о состоящем с 1999 года в Союзе писателей России
Романе Славацком. Он автор более 200 духовных стихотворений. Православное братство имени св. благоверного князя Димитрия Донского готовит к изданию его сборник «Самоцветные четки», куда включен 41 сонет.
... Что жизнь без веры? Тусклый луч,
зубчатый, заржавевший ключ
от клада, брошенного в море!
Не сразу открылась автору эта кристальная истина.
– Я ведь крестился в 33 года, – говорит Роман (сейчас ему 45). Но и до того, как воцерковиться, жил в нашем городе, видел красоту его соборов, пусть поруганных, но все равно она хватала за сердце. Окончив исторический факультет пединститута, был учителем, затем десять лет сотрудником краеведческого музея. Когда вынужден был оттуда уйти, устроился церковным сторожем. И именно зрелище ночного Тихвинского храма дало мощнейший толчок к стихотворчеству.
Безмолвствующий храм… Прекрасная страда
в молчании его подчас заключена.
Повсюду полумрак; лишь редкие лампады
в рубиновом стекле колеблют пламена.
Нет, храм – не пустота заброшенного сада,
не склянка на столе, испитая до дна!
Здесь вечно виден след внимательного взгляда,
здесь вечно длится жизнь, не знающая сна.
– У тебя немало направлений, в частности, популярны твои «Баллады Маринкиной башни». Почему предпочтение ты все же отдаешь сонету?
– Ломоносов, Державин, поздний Пушкин, Тютчев, Алексей Константинович Толстой, Гумилев, Ахматова, Мандельштам открылись мне в своей духовной глубине не сразу. В юности я больше всего увлекался поэтами итальянского Возрождения – о. Франческо Петраркой, Данте Алигьери. Отсюда и любовь на всю жизнь именно к сонету, с его изящной законченностью генеральной мысли.
... Глагол Давида - в молнии и громе!
Он может быть неясен, даже темен -
но ярче солнца светит этот мрак.
(Окончание стихотворения «Псалтирь»).
По словам автора, «обаяние формы сонета трудно с себя сбросить». Видимо, автору дружить с ней еще немало лет. Вот и славно, ведь они по-своему уникальны – эти православные сонеты Романа Славацкого, восславляющие нетленное в наших сердцах и окружающем мире.
Ольга Князькая.
|
ПРОСТЫЕ
ВОПРОСЫ О ГЛАВНОМ
На вопросы рубрики отвечает
священник Вадим Маркин,
настоятель церкви Пресвятой Троицы (Щурово).
|
– Чем отличается Великий пост от других постов?
– Великий пост называется Великим, и уже это название показывает его особое значение. Великий он и по своему продолжению - он самый долгий из всех постов, и по своей строгости, и по своему глубокому духовному смыслу – и это, пожалуй, главное. Великим постом мы вспоминаем о событиях Библейской истории – от Сотворения мира до Пришествия в мир Христа Спасителя. Читаются все главные книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
– Есть ли какое-либо главное правило, которого следует придерживаться во время Великого поста?
– Если говорить о правилах духовной жизни, то эти правила одинаковые и для поста, и в остальное время. Они изложены в Евангелии. Главные из них: «Не судите, да не судимы будете», предупреждение фарисейства и всех видов его проявления, и правило любви: «Любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга»,– говорит Господь в своем великом слове в Сионской Горнице за Тайной Вечерей.
Если говорить о каком-то правиле именно поста, то главное помнить, что оскверняет человека не входящее в уста, а исходящее из уст его. Так Господь указал нам приоритеты: прежде всего важно то, что исходит от человека, его дела, его слова, а не то, что он ест. К сожалению, некоторые люди эти слова используют для оправдания того, что не постятся. Конечно же, Господь не призывал к тому, что бы мы не постились, а указывал на то, что наш пост должен освещаться внутренними делами.
Еще одна главная проблема Великого поста состоит в том, что мы забываем: пост – это воздержание, не определенное меню, не определенный список разрешенных и неразрешенных продуктов, а воздержание.
– Есть ли во время Великого поста службы, которые нужно обязательно посетить?
– Великий пост богат службами особого содержания, особой глубины, особого духовного смысла. Это и воскресный день накануне Великого поста, или Прощеное воскресение, как его еще называют. Все знают покаянный канон прп. Андрея Критского, который читается в первые четыре дня и в конце Великого поста. Особый день сорока мучеников севастийских, когда мы вспоминаем о том, что человек, готовый сподобиться великого венца от Бога, из-за своего неразумного поступка может лишиться его, а другой человек, стоящий далеко от венца, в один миг его получает по своей великой любви ко Христу. Так я сам осмысливаю день сорока мучеников севастийских, их житие. Это и день стояния Марии Египетской. Это и Крестопоклонная неделя – поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Особый праздник Благовещения, который приходится на Великий Пост. День Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресение, когда мы радостно встречаем грядущего Христа. Вся Страстная седмица, где каждый день, а в некоторые дни и каждый час, – воспоминание о евангельских событиях последних дней жизни Христа Спасителя. Трогателен, конечно, Великий Четверг на Страстной неделе, когда совершалась Тайная Вечеря. Очень важны все службы Великой Пятницы: и утренняя служба, когда мы вспоминаем о суде над Христом, и служба в три часа дня, в час смерти Христа Спасителя, когда читается любимый мною и любимый, наверное, многими акафист «Плач Пресвятой Богородицы», когда совершается погребальный крестный ход. Великая служба Великой Субботы, Литургия, когда Христос «во гробе плотски (плотью), во аде же душею...». Это и момент освящения яиц, воспоминание о радостном благовестии Марии Магдалины о том, что Христос Воскрес. И, наконец, ночная служба Великой Пасхи – «праздник праздников, торжество из торжеств». Это и службы соборования, которые обычно происходят Великим постом.
– Во время Великого поста особое внимание уделяется домашней молитве. Есть ли требования к домашней молитве во время Великого поста, которые нужно обязательно соблюдать?
– Великим постом все происходит с большей тщательностью и с большим углублением, нежели всегда. Общее правило для Великого поста – мы должны напрячься духовно и морально, внешне и внутренне для того, чтобы сподобиться несению Креста Господня. В домашней молитве то же самое правило: она должна быть сугубая, должна углубляться, увеличиваться и по размеру, и по глубине восприятия.
– Сколько раз во время Великого поста нужно исповедоваться и причащаться?
– Вопрос исповеди и причастия очень личный для каждого человека и, конечно же, окончательные ответы он должен услышать от своего духовника или того священника, которому старается исповедоваться чаще всего. Могу дать только общее правило: мы должны причащаться Великим постом чаще, чем обычно. Опыт показывает, что если обычно нужно причащаться раз в три – четыре недели, то Великим постом соответственно раз в две недели. Вообще, причащаться нужно как можно чаще, но так, чтобы не терять благоговения.
Подготовила Ольга Архипочкина.
|
|