9 мая мы празднуем 57-ю годовщину Великой Победы. Накануне этой даты наш корреспондент взяла интервью у доктора исторических наук, профессора КГПИ, преподавателя Коломенской духовной семинарии И.О. Князького. |
– Игорь Олегович, думается, уместно вспомнить о роли Русской Православной Церкви в достижении побед над врагами нашего Отечества начиная с древних времен.
– Русская Православная Церковь с первых веков своего существования, то есть со времен Владимира Святого (годы правления – 980 – 1115) стояла на страже Отечества и всегда была с народом в тяжкие годины военных испытаний. Можно вспомнить, как Церковь благословила и поддержала борьбу Руси с вторжениями степняков в 1111 году. Тогда был совершен крупнейший поход русских ратей против половцев, который возглавили Владимир Мономах и Святополк II Изяславич. Их воины в канун битвы узрели видение Богородицы в небесах как знак Божественной поддержки. Понятия «вера» и «отечество» с той поры в Русской земле и слились воедино. А воинам Александра Ярославича в канун битвы на Неве со шведами явились образы первых святых русской Церкви – Бориса и Глеба – как знамение грядущей победы.
|
Прп. Сергий Радонежский послал
на битву на Куликово поле двух монахов – Пересвета и Ослябю. |
– Какова роль Русской Православной Церкви в свержении ордынского ига?
– Очень весома. В тяжелейшие годы ордынского ига именно Православная Церковь укрепила народный дух. Прежде всего надо отметить подлинно великую роль в возрождении Руси преподобного Сергия Радонежского, благословившего московского князя Димитрия Ивановича на битвы с Ордой на реке Воже (1378 г.) и на Куликовом поле (1380 г.). На Куликовскую битву преподобный Сергий послал и двоих монахов-ратников – Пересвета и Ослябю, указав тем самым на особую значимость этого боя, когда даже схимникам должно было взять в руки оружие, чтобы отстоять веру.
А столетие спустя, в 1480 году, когда на реке Угре (ныне Калужская область) происходило последнее решающее противостояние Руси и Орды, в Москве у многих бояр, да и у самого великого князя Ивана III, возникли колебания. И тогда прозвучало «Владычне послание на Угру». С ним ростовский архиепископ Вассиан обратился к Ивану III, напоминая о многовековой борьбе Руси с врагами, о славных победах былых времен, дабы дух княжеский укрепился и тот был бы тверд в борьбе до конца.
– Что можно сказать о периоде Смутного времени?
– В середине 1611 года, когда после долгой осады поляки все же захватили Смоленск, подавили восстание в Москве, когда распалось Первое ополчение после гибели его предводителя Прокопия Ляпунова, а шведы хозяйничали в Новгородской земле, казалось, что погибель Русской земли неотвратима. Именно тогда в ее городах и селениях прозвучало обращение патриарха Гермогена, каковое он сумел передать, находясь в заточении у врагов. Распространением его занялся главный вдохновитель и герой обороны Троице-Сергиевского монастыря келарь Авраамий Палицын. Благодаря этому и было создано в Нижнем Новгороде Второе ополчение. У купеческого старосты Козьмы Минина в те дни были божественные видения, призывавшие его идти на борьбу за освобождение Москвы от захватчиков. Уже в ходе боев за столицу Авраамий Палицын своей вдохновенной речью сумел убедить колебавшихся казаков принять сторону ополчения Минина и Пожарского. Это немало укрепило силу русского войска и позволило отразить натиск поляков. Не случайно уже в 1812 году в знаменитом обращении Александра I к народу были такие слова: «Да встретит неприятель в России в каждом дворянине – князя Пожарского, в каждом гражданине – Минина, в каждом духовном – Авраамия Палицына».
Одним из самых героических эпизодов Крымской войны (1853 – 56 гг.) была оборона Соловецкого монастыря от англо-французской эскадры. Монахи и богомольцы собственными силами во главе с архимандритом Александром доблестно отбили вражеский приступ.
В I мировую войну тысячи полковых батюшек поднимали дух российских воинов в боях с врагом, сотни этих священнослужителей остались в братских могилах среди павших. Даже в советские годы историки, описывавшие события I мировой, признавали доблесть полковых священников и их достойную роль.
– А как могла проявить себя Церковь в Великую Отечественную, учитывая нетерпимость большевистского режима к ней и воинствующий атеизм коммунистов?
– Коммунистический режим никогда не менял своей богоборческой сущности. Однако конкретная политика партии в отношении Церкви временами варьировалась в зависимости от конкретной политической ситуации. Ленин в начале двадцатых годов писал, что надо расстреливать как можно больше священников. Преемники же его, убедившись, что с религией нельзя покончить одним ударом, перешли к более гибкой политике. Главный тогдашний идеолог партии Бухарин предложил создать так называемую «живую церковь», то есть структуру, абсолютно лояльную советской власти и действующую строго под ее контролем. В 1927 году Сталин и Бухарин, являвшие собой тогда «дуумвират вождей», принудили митрополита Сергия подписать соглашение с советским государством. Оно позволяло Церкви воссоздать свои легальные структуры пусть и под бдительным контролем госбезопасности. Однако священнослужителей, заподозренных в малейшей антипатии к коммунизму, безжалостно расстреливали. Не изменилась ситуация и после 34 года, когда Сталин, взволнованный тем, что в Германии национал-социалист Гитлер возобладал над коммунистом-интернационалистом Тельманом, дал команду возродить в стране историко-патриотическое воспитание. Напомним, что любимец Ленина историк-марксист Покровский утверждал: «Русская история» есть понятие реакционное». Этим и руководствовались большевики до 1934 года. Однако и теперь на Церковь историко-патриотическая «индульгенция» не распространилась. Вспомним фильм Эйзенштейна «Александр Невский». Немецкие рыцари перед боем молятся и крестятся, русские же воины ведут себя не как люди ХIII века, а как советские атеисты тридцатых.
Перелом, пусть и временный, произошел только в 1941 году. Смертельная опасность, нависшая над страной, необходимость всенародного единения для борьбы с врагом принудили Сталина вспомнить не только о героях-полководцах от Александра Невского до Михаила Кутузова, но и резко смягчить политику в отношении Церкви. В годы Великой Отечественной атеистическая пропаганда, по сути, прекратилась. К примеру, в одном из наиболее известных фильмов военной поры «Секретарь райкома» есть знаменательнейший кадр: в освобожденном от немцев районном центре пожилой звонарь, перекрестившись, встречает партизан-победителей колокольным звоном.
В 1943 году Сталин вернул Русской Православной Церкви патриаршество. При этом он сказал владыке Сергию следующее: «Это все, что я могу в настоящее время для Вас сделать».
Русская церковь в годы Великой Отечественной целиком и полностью была на стороне народа. Все попытки немцев на оккупированных территориях привлечь священнослужителей на свою сторону провалились. Отметим, что и в занятой гитлеровцами Европе очень немногие представители зарубежной русской Церкви их поддержали. Большинство священнослужителей православного зарубежья были с Россией.
В Советском Союзе Церковь оказывала фронту всемерную материальную помощь при том, что отнюдь не располагала большими ресурсами. В приходах собирали деньги на танки, самолеты. В проповедях священников звучали призывы к борьбе с фашистами. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и в эти, самые тяжелые в нашей тысячелетней истории годы, Русская Православная Церковь была со своей страной, со своим народом.
После войны власть в основном вернулась на прежние позиции. Но в сознании народа оголтелый атеизм уже не мог целиком утвердиться.
Беседу вела Ольга Князькая.
|