2

Глаголъ 

№ 3 (49)                                                                                                                                                               


«ПРАВЕДНЫХ ДУШИ В РУЦЕ БОЖИЕЙ...»

3 февраля (21 января по ст. стилю) – день памяти преподобного Максима Грека. Преподобный Максим известен прежде всего своими переводами святоотеческих толкований на книги Священного Писания и исправлением многих погрешностей и ошибок, накопившихся в русских богослужебных книгах. Он впервые собственным примером показал благотворность сочетания глубоких богословских знаний, личной духовности и многосторонней светской образованности. Но особого почитания уже среди своих современников преподобный Максим удостоился за «тесные», скорбные пути, которыми Господь вел его к спасению и святости. 
Начало жизни обещало Максиму Греку (в миру Михаилу) блестящее будущее. Он происходил из древнего и знатного византийского рода Триволисов. Учился в Венеции, Падуе, Ферраре, Болонье, Флоренции, Риме, Париже и Германии. В поисках мудрости и духовности он оказался на Афоне. Здесь, в Ватопедском монастыре, принял постриг с именем в честь св. Максима Исповедника, нес послушание сбора милостыни для афонских монастырей, по временам посвящал себя ученым занятиям в богатой Ватопедской библиотеке. Так, в трудах и молитве, прошли для Максима 10 лет его спокойной отрадной афонской жизни. 
В 1518 г. Максим Грек приехал в Россию в качестве переводчика и эксперта для проверки и исправления имевшихся переводов церковных книг. 
Первоначально дело складывалось успешно, он пользовался расположением великого князя Василия III и Митрополита Московского Варлаама, имел высокий авторитет в образованных кругах. Но постепенно всего этого лишился. Главным образом преподобный Максим пострадал за свое непоколебимое стояние в правде, за нежелание мириться с грехом, искажениями веры. Сочинения преподобного Максима – это зеркало современной ему России со всеми ее наболевшими проблемами. В них мы видим обличение существующих ересей, увлечения астрологией при дворе, суеверия в народе, мздоимства властей, равнодушия к своему долгу, соблазнительный для паствы образ поведения некоторых духовных лиц, но самое важное – недостаток или отсутствие стремления к внутреннему деланию. Положение Максима стало особенно уязвимым после того, как преподобный выразил несогласие с насильным заточением законной супруги Василия III в монастырь и заключением второго брака. Вскоре состоялся суд над Максимом, где его обвинили как еретика и политического изменника. Результатом суда явилось 25 лет заточения, лишения на 13 лет Причастия Святых Христовых Тайн. Преодолевая терния душевные и телесные муки в продолжении всего этого времени, преподобный Максим продолжать взывать к совести обидчиков, по-прежнему не взирал на лица даже тогда, когда уступка неправде могла облегчить его участь. Господь попустил ему многие скорби, но вместе с тем давал утешение и силы терпеливо переносить страдания, сподоблял Своих даров. Так, однажды к преподобному со словами подкрепления явился Ангел. После этого Максим написал углем на стенах своей кельи-тюрьмы канон Святому Духу Утешителю. Господь наградил преподобного Максима и даром пророчества. Он предрек царю Иоанну Грозному смерть новорожденного сына в случае, если тот ничего не сделает ради устроения вдов и сирот воинов, погибших в Казанском походе. 
Память преподобного Максима Грека празднуется в день его небесного покровителя св. Максима Исповедника и Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Его называют исповедником истины.

Надежда Тихонская.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ О ГЛАВНОМ

На вопросы рубрики отвечает священник Вадим Маркин, настоятель церкви Пресвятой Троицы в Щурово.

– Святые угодники Божии – это наши ходатаи, защитники. У человека могут быть какие-то особые, личные отношения с ними. Каким образом святые нас могут услышать? Через икону, которую видим в храме?
– Богословы говорят, что икона – это окно в совершенно иной мир. Она не обеспечивает нашей связи со святым, но помогает ей. Как фотография любимого человека – это не сам человек, но какое-то напоминание о нем. По сути, здесь также. А связь происходит именно в молитве.
– То есть молитву слышит не только Господь, но и святые угодники?
– Святые угодники, стоящие у Престола Его.

– Часто во время молитвы на богослужении люди крестятся, кланяются, встают на колени. Для чего нужны эти действия? 
– Прежде всего я хочу сказать для людей, впервые приходящих в храм, что не существует таких моментов в богослужении, когда все обязаны сделать то или иное: перекреститься, встать на колени и т. д. Потому что это вещи очень интимные, личностные, внутренние. Вопреки представлениям некоторых, дух свободы всегда присутствует в Церкви. Есть определенные моменты, когда принято накладывать на себя крестное знамение: при возгласе «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», при упоминании Имени Божьего и др. Но все это строго не соблюдается, поэтому впервые пришедший человек может вполне свободно себя чувствовать и просто по мере сил, по мере возможности впитывать эти правила.
– Наши богослужения относительно большие. Они могут продолжаться от двух до пяти часов. Обязательно ли присутствовать на всем богослужении?
– Вообще, восточное мировоззрение очень многосторонне. В нем нет четкой границы между «да» и «нет» Представьте себе, что завтра у вас состоится встреча с президентом. Как выдумаете, будет ли уместно задавать вопросы: не слишком ли долгая она будет? не устану ли я? не будут ли у меня болеть ноги? стоит ли готовиться с вечера? Таких вопросов, конечно же, не возникнет. Но в храме происходит встреча не с президентом, а с Богом, Творцом Вселенной. Поэтому вопрос, не долго ли будет продолжаться эта встреча, смогу ли я с этой встречи уйти – звучит несколько странно. С другой стороны, следует понимать, что мы люди немощные. Может быть, кто-то из нас теоретически рад общаться с Богом с утра до вечера и с вечера до утра без выходных. Но ведь это нереально. Нам надо есть, пить, у нас существуют какие-то заботы. Как тут быть? Надо идти царским путем – искать золотую середину! С одной стороны, стараться как можно больше общаться с Богом и в храме и за его стенами. Но с другой стороны, понимать, что мы немощные, у нас есть обязанности, мирские заботы и т. д. 

Подготовила Татьяна Ртищева.

 

Previous 1 2 3 4 5 6 7Next

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz