– Расскажите, пожалуйста, с какой целью Вы отправились в США?
– Если формально определить цель, то это соискание финансовой поддержки для перевода Библии, осуществляемого нашим институтом.
– Большинство наших читателей не были, конечно, в США, поэтому нам очень бы хотелось знать об Ваших общих впечатлениях. Что поразило? Что понравилось? Что нет?
- В США я была 2 раза. Впечатления от этих поездок совершенно разные. 10 лет назад люди здесь стояли в очередях за любыми продуктами. Когда я приехала туда, первое, что мне бросилось в глаза, это то, что их общество построено для людей. Например, вход в магазин обязательно так продуман, чтобы коляску можно было завезти, а не затаскивать по ступенькам, чтобы инвалиды могли въехать в кабинки туалета в своей коляске, газоны подстрижены даже в загородной области, все предметы и явления, созданные людьми, были, с одной стороны, как у нас, а, с другой стороны, были качественно иными. Все сделано для того, чтобы людям было легче, комфортнее.
Во второй поездке уже не было такого культурного шока от различий, была попытка более глубокого общения. Я рассказывала американцам о нас, поэтому поездка получалась как бы миссионерская. Люди говорили, что воспринимают меня, как человека, который им поведает что-то полезное. Интересно, что в этой поездке какие-то процессы стали происходить во мне самой.
|
Международная организация переводчиков Библии «Wicliff» (Виклифф). |
– Какие наиболее интересные встречи у Вас были?
– Была серьезная встреча, которая меня очень затронула, в протестантской семинарии города Синкок (штат Мичиган). Аудиторию составляли 8 студентов, ректор, преподаватели семинарии и несколько человек со стороны. Я выступала перед будущими пасторами и миссионерами (миссионерская работа для протестантских церквей является самой основной в их христианкой жизни). Рассказывала о том, что Россия – христианская страна, что было 70 лет перерыва, и 2 поколения выпали, но сейчас все восстанавливается. Мою мысль поддержала женщина, которая путешествовала по России. Она подтвердила, что Россия действительно духовно богатая страна. Прозвучала мысль, что когда американцы посылают миссионеров в Россию, то должны знать, что это страна с тысячелетней историей христианства. Когда эта тема была затронута, ректор семинарии в частной беседе проявил большие знания о Православии и выразил сожаление о том, что протестанты не знают, что такое восточное христианство. Он, видимо, соприкоснувшись с Православием, обнаружил более глубокое понимание этого вопроса, поэтому, когда мы общались с ним один на один, то вдруг заговорили на одном языке. Он задавал мне вопросы, ответы на которые я выстрадала на другой стороне планеты.
– Встречались ли Вы с православными священниками? Если встречались, то что наиболее привлекло, поразило?
|
Финская диаспора в г. Хенкок, штат Мичиган. Апостольская Лютеранская Церковь. |
– Я общалась с несколькими православными священниками. Для меня было загадкой, что такое Православие в Америке. Первая встреча с православным епископом, как его представили, меня поразила. Он оказался не каноническим, при этом отрицательно относился к Русской Православной Церкви. Это был просто протестант-харизмат, который на стадионах исцеляет людей и в этом видит основную ценность. На меня это произвело гнетущее впечатление. Но потом я все-таки вышла на каноническую церковь – Православную Церковь в Америке. В Миннеаполисе встретилась со священником. В его доме стояли иконы, горели лампады, в разговоре чувствовался православный дух. Вскоре познакомилась с другим священником, потомком русских эмигрантов, которые выехали 100 лет назад из Карпат. Он долгое время был настоятелем Покровского собора в Миннеаполисе, вышел на пенсию, стал возглавлять миссию в Висконсине. Там я посетила его с матушкой. В гостиной, похожей на часовню, было очень много икон. Мы пили чай с пирогом. Все было очень душевно, разговаривали по-русски.
– У нас существует достаточно устойчивое мнение, что американцы имеют лишь внешнюю религиозность. Так ли это?
– Дело в том, что американцы тоже говорят, что основная беда в том, что большинство церквей мертвы. Но я общалась с людьми, которые не внешне исполняют религиозные обряды, они принадлежат к тем церквям, которые считаются свободными, самыми живыми именно в протестантском духе.
– То есть вы увидели живую веру?
– Я увидела живую веру в сектах. Правда, они себя сектантами не называют. Сектанты для них иеговисты, мормоны – все, кто нарушает понимание Троицы, Христа. Себя они считают истинными живыми христианами, с живым Духом Божиим, сохраняющими самую суть понимания Христа.
– Знают ли рядовые американцы что-нибудь о Православии?
– Люди, с которыми я общалась, к сожалению, считают Православие наравне с Католицизмом именно той самой мертвой религией, где соблюдаются лишь внешние ритуалы. Но это поверхностный взгляд. Глубже этого они не идут.
|
Интерьер методисткой церкви
г. Орландо шт. Флорида. |
– Вы сказали, что были в Америке 10 лет назад. Изменилась ли Америка и американцы за этот период?
– Америка гораздо менее подвержена влиянию моды и времени, чем Европа и мы, за Европой следующие. В чем они ходили 10 лет назад, в том они и ходят. У меня уже дочка не носит узкие брюки, ей обязательно нужно, чтобы они расширялись внизу. И я сама уже не одену туфельки с острым носом, мне нужен квадратный. А в Америке ходят в тех же самых майках, шортах, в каких они ходили и тогда. И нет веяний моды в этой одежде, она очень проста. В их одежде нет вызывающего блуда, как это часто у нас.
– Можно об этом поподробнее?
– Вы знаете, американцы гораздо более целомудренны, чем мы. Реклама на улицах, реклама на телевидении, ее можно смотреть без моментального ущерба здоровью. Вы там увидите гораздо меньше женщин в обтягивающих одеждах, в декольте.
– После трагических событий 11 сентября в США нашим читателям, конечно, интересно узнать, как они отразились на Америке?
– Везде по Америке на рекламных щитах появилось «In God we trust, united we stand» («Мы верим в Бога, мы стоим объединившись»). Они появились сразу. Все американцы говорят, что это благодаря Бушу, он первый после многих других президентов, который посмел во всеуслышание сказать, что он верующий и призвать Бога. В последнее время в погоне за свободой совести молитва была выдворена из школы и из общественной жизни, она осталась только в церквях. Молитва запрещена в школе, но вдруг стала появляться произвольно: учителя организовывали детей, и никто этому не препятствовал. Даже политики теперь начинают различные заседания или совещания с молитвы. Христиане говорят, что удар по символу финансовой мощи указал на необходимость покаяться в поклонении этому идолу и больше жертвовать.
– Это в религиозном аспекте. А если взять аспект светский?
– Здесь реакция такая: мы не позволим никому менять наши привычки, даже такие события не изменят наш образ жизни.
– Чувствовались ли в американцах напуганность, растерянность, шок?
– Я приехала через месяц после событий, и шок улегся. Наоборот, они объединились, сплотились.
|
Коренной житель Флориды. |
– Какой главный урок из этой поездки Вы вынесли?
– Нужно не бояться общаться с людьми, которые думают иначе, чем мы, и которые выглядят иначе, чем мы. Есть тенденция считать, что у нас все правильно, поэтому такое общение может нам нанести вред. Я считаю, что общаться обязательно надо. Как только мы встаем на позицию, что мы знаем что-то лучше, мы тут же попадаем в капкан, который гораздо хуже, чем вся та ошибка, которой эти люди могут нас заразить.
|
Покровский собор
г. Миннеаполис шт. Миннесота. Автокефальная Православная церковь Америки. |
– Поясните, что значит «капкан»?
– Общение смиряет, потому что неожиданно ты видишь, что «эти еретики» могут быть гораздо щедрее тебя, что они более чутки к Божией воле, гораздо менее подвержены страстям.
– Не уводит ли такое общение с инославными от Православия?
– Разумеется, если люди очень шатки в своей вере, то могут отпасть от веры, даже заключив себя в скорлупу. Я считаю, что от общения наш кругозор расширяется, увеличивается понимание себя. А это только к лучшему.
– Мы начали беседу с вопроса о цели Вашей поездки. Вам удалось ее достичь?
– Да, удалось, по крайней мере, тот минимум, на который я рассчитывала, был достигнут. Расходы на поездку были окуплены, наметились контакты. Но там происходили такие вещи, на которые я совершенно не рассчитывала. Честно говоря, не ожидала ничего нового почерпнуть в Америке. Я не ожидала никаких откровений для себя, никакого развития. Но вдруг поняла, что поездка стала для меня полезной.
Беседу вел священник Вадим Маркин.
Фото Горбуновой Наталии.
|