ДУХОВНАЯ ШКОЛА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ

На дворе середина августа, а значит, не за горами начало учебного года. Начнутся занятия и в наших духовных школах. Кто-то впервые перешагнет порог духовной семинарии или богословского института, кто-то вернется с каникул. Будущие пастыри займут свои места в учебных аудиториях, чтобы научиться служить Церкви и своему Отечеству, воспитывать своих прихожан. А вот как воспитываются сами пастыри? Какие проблемы волнуют их преподавателей? Об этом и о многом другом — наше интервью с ректором Коломенской духовной семинарии, настоятелем Успенского кафедрального собора протоиерем Николаем Качанкиным.

 

 
— Отец Николай, как известно, существует два подхода к обучению в наших духовных школах: образовательный, когда на первое место ставится образование будущих пастырей (так ведется обучение в богословских институтах и некоторых семинариях) и воспитательный, где превыше всего ставится воспитание (путь Московской духовной семинарии). Как Вы считаете, какой подход наиболее верный? За чем будущее?
— Образование и воспитание — это две стороны единого процесса. Но воспитание должно стоять на первом месте, а образование - на втором. В духовном учреждении и образование выполняет воспитательную функцию. Я думаю, будущее за духовными школами с такой системой обучения.
— Как воспитываются будущие пастыри? Есть какие-либо методические цели, задачи?
— Задача духовного воспитания — заложить христианские качества в душе человека, если они не заложены воспитанием семейным, и поднять их на должный уровень системой образования, атмосферой школы, примером преподавателей, администрации.
— Не могли бы Вы рассказать, как воспитываются студенты конкретно в нашей семинарии? С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Люди у нас обучаются разные. Каждый воспитанник находится на своей ступени духовного развития. А поэтому подходы к воспитанию разные, к каждому студенту прилагается свой уровень требований, чтобы помочь ему подняться на следующую ступеньку. Что касается прошедшего учебного года, то принципиально он не отличался от предыдущих. Может быть, меньше было нарушений, меньше отчислений за нарушение дисциплины. Но это не закономерность и не успехи в работе. Зачастую мы отчисляем тех, к кому еще не прикладывали воспитательного воздействия. Это люди, которые оказались не подходящими для обучения здесь, для будущего пастырского служения. Я думаю, что особенных сложностей не было, хотя воспитание — всегда процесс трудный. Трудно воспитать так, чтобы человек сам, своими усилиями начал бороться со своими недостатками, научился преодолевать себя.
— Священниками становятся какие-то особенные люди? Какими качествами должны обладать те, кто избрал путь пастырского служения?
— Во все времена идеальным качеством пастыря являлось сочетание высокой образованности и христианского смирения. Вообще, христианские качества классифицировать трудно. Сам Господь призвал следовать ему в смирении, кротости, терпении, любви. Это и есть основополагающие христианские качества, добродетели, которые помогут священнику в будущем не только достойно совершать служение, но и воспитывать своих прихожан. Если пастырь не имеет этих духовных качеств, он не заложит их в душах людей.
— Все ли воспитанники семинарии становятся священниками? Каков их дальнейший путь?
— Все выпускники поставляются в церковнослужители, то есть становятся церковными клириками. Если выясняется, что кто-то из них еще не определился в семейной жизни, еще не решил, с кем хотел бы связать свою судьбу, то он не рукополагается. В любом случае они выходят в сане чтецов и получают прикрепление к какому-то приходу по указу митрополита, где несут церковное послушание. Примерно четвертая часть от общего числа выпускников выходит без священнического сана. Не больше десяти - пятнадцати процентов тех, кто вообще теряются. В основном, они работают в церковных структурах, но не несут пастырского служения. Так  что примерно девяносто процентов выпускников становятся священниками.
— Сейчас в семинарии перестраивается учебный план, вводятся новые предметы. Какова цель этой реформы?
— Цель реформы состоит в том, чтобы поднять уровень богословского образования. От пастыря всегда требовалась образованность.  Появились новые проблемы в области духовной жизни. Поэтому требуются глубокие знания церковного вероучения, святоотеческих творений, церковной истории. В связи с увеличением количества предметов, углублением изучения традиционных дисциплин было принято решение о введении пятигодичного курса обучения.
— Ежегодно в состав воспитанников зачисляется всего двадцать восемь — тридцать человек. Будет ли расширяться набор абитуриентов? Появятся ли новые курсы, факультеты, как, например, регентский факультет в Московской семинарии, где обучаются и девушки, и юноши?
— Насколько мне известно, владыка Ювеналий до сих пор не планировал введения новых факультетов, отделений. Он хочет иметь семинарию в чистом виде. В этом есть свои преимущества. Семинария будет готовить только священников. Конечно, у Церкви есть и другие важные задачи, но во все времена и в настоящее время самое важное — это подготовка будущих пастырей. Поэтому все усилия на этом сконцентрированы.
— Последнее время много разговоров идет о введении платного обучения в наших духовных школах. В некоторых уже платят за пользование библиотекой. Как решается этот вопрос в Коломенской семинарии?
— Обучение бесплатное, более того, студенты получают стипендию. Небольшую, правда. Но с учетом того, что они бесплатно питаются и проживают в стенах семинарии, это существенная помощь. В зависимости от успеваемости, существуют три категории стипендии: сорок, пятьдесят пять и шестьдесят пять рублей. Филаретовская стипендия – двести рублей. Что касается возможного введения платного образования в нашей семинарии — это тоже находится в ведении митрополита. По крайней мере, о таких планах мне ничего не известно. В ближайшем будущем оно будет оставаться бесплатным.
— Есть ли связь между нашей семинарией и другими школами, вузами города или района?
— Контакты существуют в основном на уровне преподавателей. Они работают со студентами, школьниками, преподавателями светских учебных заведений: в аграрном колледже, в пединституте на литературно-музыкальном отделении и на математическом. Что касается контактов воспитанников, то они имеют место, но в меньшей мере. Иногда семинаристы вместе со студентами светских вузов участвуют в подготовке и проведении общегородских мероприятий культурного характера, например, выступают в концертах. Некоторые преподают в городских школах. Кроме того, наши воспитанники участвуют в молодежном движении. Это, пожалуй, наиболее активное сотрудничество. В молодежном движении принимают участие старшеклассники, студенты многих учебных заведений. Там они поют в хоре, участвуют в организации различных встреч.
—  Совсем недавно в программу школ района был введен предмет Основы православной культуры. Семинария принимала участие в подготовке или разработке этой программы?
— Инициатива и вся организация введения этой программы исходила от благочиния. Мы принимали участие как учебное заведение. В наших аудиториях были встречи директоров школ района, преподавателей истории и музыки. Потом проходили и другие встречи, но уже полностью под эгидой благочиния.


      И в заключение нам хотелось бы пожелать всем преподавателям и воспитанникам нашей семинарии христианского терпения, смирения и любви в наступающем учебном году.

Беседу вела Татьяна Ртищева.
Фото Игоря Германа.

 

           

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz