РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ В МОСКВЕ

В январе этого года в Москве состоялись Девятые Рождественские Международные образовательные чтения, целью которых явилось развитие духовно-нравственного просвещения общества и расширение сотрудничества Церкви и Государства в области образования.
Предлагаем вашему вниманию рассказ о ходе Рождественских чтений, подготовленный преподавателями Воскресной школы церкви Пресвятой Троицы (Щурово), присутствовавшими на заседаниях Чтений.


ождественские чтения в Москве давно стали доброй традицией. Начались Чтения торжественным Патриаршим богослужением в храме Христа Спасителя. В этот день огромный храм был переполнен молящимися, которые так плотно стояли друг к другу, что трудно было перекреститься. А закончились Чтения через неделю —  поездкой в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Открытие Чтений состоялось в Большом Кремлевском дворце. С приветственным словом  к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех с  праздниками Рождества, Крещения и началом нового тысячелетия. Патриарх говорил о том, каким был прошедший век для нашей Церкви, о новомучениках и исповедниках российских XX века. Святейший сказал также о трудностях нынешнего времени, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться современным детям.
Далее с докладами выступали министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов, представитель министра образования и науки республики Беларусь В.И. Стражев, президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров. Доклады чередовались с приветствиями от министерств культуры, труда, отдела печати и информации, юстиции, Московской мэрии, Государственной Думы. Прозвучало также приветствие и от представителя администрации Президента. Все выступавшие высказали заинтересованность в дальнейшей совместной работе с Церковью. Особенно волновал всех вопрос о воздействии на детей с экранов телевизоров сцен насилия и разврата, о росте наркомании. Акцентирование внимания на эти проблемы, эмоциональность докладчиков подводили к выводу о том, что необходимы конкретные действия, общие усилия разных сторон для их разрешения. Судя по отклику в зале, наиболее искренним было выступление президента Российской Академии образования Н. Д. Никандрова. Он говорил о том, что изучение истории Отечества невозможно без истории Русской Церкви, что среди сочинений учащихся о замечательных людях обязательно должны быть сочинения о святых. В его выступлении звучали цитаты из посланий апостола Павла, проповедей св. Иоанна Златоуста. Также в докладе Никандрова прозвучало сожаление о том, что его собственная деятельность не всегда поддерживается.
Последним выступал председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Иоанн (Экономцев). В его докладе речь шла об исторической связи судеб русской культуры, науки и образования с Церковью, о том, как губителен разрыв между ними. Игумен Иоанн очень точно выразил смысл и назначение культуры: она содействует преображению души человека.
Второй день пленарных заседаний прошел в конференц-зале храма Христа Спасителя. К началу дня зал, рассчитанный на 1,5 тысячи мест, был полностью занят. Для тех, кому не хватило места, приносили скамейки, стулья, многие слушали доклады стоя.
Первое выступление было самым продолжительным, тем не менее в зале до самого конца сохранялось напряженное внимание. Это обуславливалось важностью доклада — Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви, говорил о принятых Архиерейским Собором в августе 2000 года основах Социальной концепции Русской Православной Церкви.
Митрополит Кирилл подробно остановился на том, почему Церковь обязана вникать в жизнь общества, иметь свою социальную политику. Христос послал апостолов проповедовать о Себе по всему миру, а не оставил их жить тесной уединенной общиной. Вместе с женами-мироносицами апостолы могли бы продолжать заниматься своим ремеслом, обеспечивая себя, вести чистую замечательную жизнь, духовную, молитвенную. Но они были посланы Христом в мир. Церковь Божия, как сказано в Евангелии, будучи сама не от мира, создана для мира. Она должна быть той закваской, которая преобразовывает мир. Поэтому Церкви необходимо иметь ответы на проблемы современной действительности, чтобы влиять на жизнь своей паствы. Если Церковь будет изолироваться, запираться изнутри, то ее запрут и снаружи. Если сейчас не ответить на вопросы, которые ставит современное общество, оно перестанет их ставить перед Церковью и начнет заниматься ими самостоятельно, вне Церкви.
Владыка подчеркнул, что социальная концепция — это не реформа, не революция: в Православной Церкви не может быть подобного. Она живет Духом Святым, преемственностью, традицией. Социальная концепция создавалась с опорой на Евангелие, разрабатывалась и принималась соборно. Эта концепция развития того, что есть в Церкви.
Во второй части доклада митрополит Кирилл затронул отдельные разделы концепции, стараясь сжато изложить взгляд Церкви по поводу каждого из них.
Профессор Анатолий Михайлович Курносов, декан Экологического факультета Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, представил доклад «О возрождении русского духа». Профессор остановился на личности русского мыслителя XX века Ивана Ильина и его работах, посвященных России. По мнению профессора Курносова, сущность русской катастрофы глубже экономических и политических причин, она — в кризисе русской религиозности, в кризисе русского правосознания, русской военной верности, чести, совести, семьи, русского национального характера и всей русской культуры. Нам не подходят западные аналоги выхода из кризиса, так как у нас все иное, включая и территорию и душу.
Председатель православного общества «Радонеж», Евгений Константинович Никифоров с болью говорил о проблемах православного образования: «Нет у нас ни стратегии, ни тактики. Нет методических пособий, общеобразовательные программы антирелигиозны (Учебники фонда СОРОСа). Мало православных школ, нет защищенности. Арендная плата очень высока, а гимназии (православные) не отвечают требованиям образования».
Протоиерей Артемий Владимиров прочитал доклад «Благодатное помазание Духа в деятельности православного учителя и воспитателя». Докладчик говорил о том, что для осуществления своей главной цели православному учителю и воспитателю нужно стяжать Дух Святой. Профессиональные навыки и знания без Духа Святого  пусты. Учитель должен вести духовную жизнь, чаще исповедоваться и причащаться и, осознавая свою полную немощь, призывать имя Божие в помощь, любить каждого ученика в отдельности, и эта любовь должна быть открытой, деятельной. Учитель должен помнить, что урок — общение душ, диалог. Тогда только уроки его будут благодатными.
Работа по направлениям проходила по многим адресам Москвы: школы (общеобразовательные и воскресные), детские сады, Свято-Данилов монастырь, Спасо-Андроников монастырь, музеи, Дом Союза писателей, театры.
Православное образование и воспитание детей, церковно-государственные отношения, вопросы Православия и краеведения (представленные глубоко и разнообразно и в этом году), широкий аспект тем: Церковь, культура, наука. «Круглый стол» регентов, дирижеров, семинары, конференции, работа по секциям, посещение выставок, Глинские чтения (духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования) — вот далеко не полный перечень событий последних Рождественских чтений. В рамках Рождественских чтений состоялись спектакли театра Глас и празднование 10-летнего юбилея Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. О духовных поисках и свершениях этого отдела говорилось в проповеди в храме Христа Спасителя.
Книжные выставки, расписания паломнических поездок, сборники Рождественских чтений за 1999, 2000 годы информационно дополняли обширную программу IX Рождественских чтений, подтверждая, что это событие стало светлой и доброй традицией.


 

         

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz