ХРАНИ И ВОЗДЕЛЫВАЙ РАЙ

 

 

Когда в 1859 году в Киеве создавались первые воскресные школы, их устроитель, знаменитый врач и педагог Пирогов Н. И., возлагал на них большие надежды.


Дети Воскресной школы охотно посещают кружки лепки, художественной вышивки и резьбы по дереву.

Успехи его учеников изумляли современников. Грамота ими усваивалась вдвое и даже втрое скорее, чем в других училищах, посещаемых ежедневно, и школы Пирогова пользовались необычайной популярностью в городе. В чем же причина такого успеха?
Пирогов, занимавший довольно высокие государственные должности в системе образования, всеми силами поддерживал живые методические начинания педагогов. Но самое главное — учителя в его школах принялись учить детей с неожиданным для того времени вниманием к душе ребенка. Не схоластика, не безличная передача знаний определяла процесс обучения — в основе создания первых воскресных школ лежала древняя мудрая заповедь: «Храни и возделывай рай».


Катание на лошадях на Пасху.

Идеализировать школьное духовное образование мы не будем. По словам известного церковного деятеля и ученого, священника Глеба Каледы, «сонм русских подвижников благочестия был воздвигнут не благодаря школьному духовному образованию, а скорее, вопреки ему». Пироговские школы и некоторые другие духовные школы прошлого — это лишь редкое, а потому дорогое для нас исключение.


Выступление воспитанниц Воскресной школы на Пасхальном утреннике.

Возрождение воскресных школ сегодня — вопрос насущный. Ведь именно здесь закладываются основы православного мироощущения, мировоззрения. От того, как складывается воспитательный процесс в этих школах, во многом зависит положение духовного образования в целом, а значит, будущее нашей Церкви.

Заглянем в одну из воскресных школ Коломны, поговорим с педагогами. Как идут наши школьные дела? Какие проблемы волнуют сегодня учителей?

 


В живом уголке Воскресной школы живут морская свинка, попугай, канарейки и рыбки.

Воскресная школа в Щурово.

Когда вы впервые попадаете в Щуровскую церковь, то невольно испытываете некоторое удивление. Храм, кажущийся снаружи таким величественным и строгим, вдруг удивляет вас своей открытостью — вы сразу попадаете в его внутренний мир. В притворе, за стеклами витрин, — многочисленные объявления, фотографии о жизни прихожан. А еще раньше — выставка детского творчества. Аккуратные салфеточки, вышитые с любовью чьими-то неумелыми пальчиками. Веселые глиняные игрушки, недоверчиво поглядывающие на вас из-за стекла. Портреты прославленных русских святых и просто друзей. Первые попытки написания икон. Все это — работы воспитанников Воскресной школы.


Летний лагерь на Валдае.

Мальчишки и девчонки, а также...

Когда в 1998 году при храме открылась Воскресная школа, сразу пришли заниматься 150 человек в возрасте от 4 до 15 лет. Чем был вызван такой интерес? Наверное, доверием к Церкви. Кроме того, не безынтересны предметы, которые изучаются в школе, способы их преподавания.

Все обучение разделено на 3 основных цикла: богословские, общеобразовательные эстетические дисциплины. Для каждого возраста — свой уровень сложности. Для маленьких — программа Мироведение, для среднего возраста — Жития святых, для старших — Литургика, Катехизис, Священная Библейская история, История церкви. Изучают ребята английский язык, краеведение, русскую литературу, церковнославянский язык, сольфеджио. Учатся петь, рисовать, играть на народных инструментах. По будним дням работают кружки вышивки, резьбы по дереву, бисероплетения и многие другие.

Люди старшего поколения, наверное, помнят, что раньше мальчиков и девочек в школах обучали отдельно. Эта система, забытая современной школой, с успехом развивается в Щуровском храме. По словам преподавателей, такой подход открыл широкие горизонты в организации учебного процесса. На уроках по изобразительному искусству мальчики рисуют св. Дмитрия Донского, а девочки — его благоверную супругу княгиню Евдокию с сыном Васильком. На занятиях по истории девочки изучают общие сведения о русско-японской войне, а мальчики, помимо прочего, — нравственный кодекс русского воина.

Мальчишки на вопрос, как лучше заниматься — с девчонками или без них, отвечают: «Без них лучше. Они все время руки тянут. А вообще — и с девчонками неплохо».

«Смотри, что происходит в твоем саду»

Воспитательный процесс — явление очень сложное и непредсказуемое. Воспитывает все — вещи, системы, подходы, события. Но прежде всего — люди. Поэтому, естественно, от педагога в школе зависит все. По словам завуча Воскресной школы Леоновой К.К., сегодня здесь работают 25 преподавателей. В основном, это учителя городских общеобразовательных школ. Как и в любой школе, в учебном процессе Воскресной школы Троицкой церкви немало проблем. Но есть и успехи.

Если вы в первый раз возьмете в руки работы кружка изобразительного искусства, то вряд ли сразу сможете определить, кто автор: взрослый человек? подросток? На самом деле, автору может быть всего 5 — 6 лет. Занятия в кружке проводит Заслуженный учитель России Шафранская Ю. В. В основе уроков английского языка для малышей, которые проводит учитель с большим стажем работы Панина Л. В., — сюжетно-ролевая игра. В ходе таких занятий ребята и знания получают, и удовольствие тоже. Рогова Т. А. — преподаватель Школы ремесел с 15-летним стажем работы, лауреат региональных выставок — обучает девочек вышиванию. Все музыканты в школе — выпускники музыкальных училищ, некоторые даже с консерваторским образованием. Экскурсовод Рябышева Т. А. готовит достойную смену коломенским краеведам.

Есть среди педагогов и аспиранты, и недавние выпускники вузов, и студенты — еще совсем молодые люди. Как идет работа у них? Какие проблемы волнуют?

Саломанникова Антонина, учитель 1-2 классов (дети 4-5 лет): «Дети очень отзывчивы. Если к ним относиться внимательно — они ответят любовью. Быстро привыкают к учителю, сверстникам, ждут друг друга,  переживают. На службе после Литургии часто просят: мне просфорочку и другу. Любят, когда к ним приходят старшеклассники, спрашивают: когда будет новая встреча?»

Архипочкина О., Хохловская О., Тихонская Н., преподаватели старших классов: «Чем больше доверяешь старшим, тем большую они чувствуют ответственность. Работать с ними нелегко — они с трудом привыкают к храму. К тому же, большей частью это дети нецерковных родителей. Но, несмотря на трудности, работать все-таки интересно. Ведь это уже почти взрослые, самостоятельные люди. Они могут проявлять искренний интерес к занятиям, богослужению. Интересно наблюдать за ними в поездках — там сразу видно, кто есть кто».

Когда-то Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Действительно, кто знает, какие семена сможем посеять мы в душах наших детей? Благие ли? Нет ли?

Один известный педагог называл воспитателя садовником. А садовник — это не собиратель, а выращиватель. «Смотри же за тем, что происходит в твоем саду, и действуй».

Насущная потребность времени.

Более ста пятидесяти лет назад никому не известные студенты университета имени святого князя Владимира организовали первые воскресные школы. Вскоре по всей Украине возникло множество таких же школ, которые в течение долгого времени были настоящими очагами народного просвещения. По словам основателя этих школ Пирогова Н. И., «в этом была насущная потребность времени».

И мы, наверное, тоже должны понять, что живая, действенная воскресная церковная школа является сегодня насущной необходимостью для нашей Русской Православной Церкви.

Татьяна Ртищева, рисунки Людмилы Мироновой,

фото священника Вадима Маркина.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конечно, нас не могут не радовать успехи нашей Воскресной школы. Но вместе с тем, мы должны признать, что, как и в любой другой школе, у нас еще очень много проблем. Воспитанники школы недостаточно активно участвуют в жизни прихода, несовершенны учебные программы, расписание занятий.

Но в целом, жизнь нашей школы протекает успешно, и на страницах газеты «Глаголъ» мы постараемся знакомить читателей с учителями и учениками нашей школы и с теми проблемами, которые волнуют нас.

Главный редактор газеты «Глаголъ»

 священник Вадим Маркин.

 

 

 
НА РУСИ И В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

нас на Руси великий день Светлого Христова Воскресения издревле праздновался с великой торжественностью. Особенно хорошо было в это время в Москве XVII века. Могучий звон колоколов плыл над Москвой белокаменной в святую ночь, созывая к светлой заутрене. Никто в эту великую ночь не спал; стар и млад спешили в церковь. Сам Царь-батюшка, отслушав полунощницу в стольной палате, отправлялся с сонмом бояр в Успенский собор. Вокруг храма начинался крестный ход. Царь шел вместе с ним. По окончании утрени совершался обряд целования в уста. К царскому месту тянулся длинный ряд духовенства во главе со святейшим Патриархом, а затем бояр. Государь жаловал всех красным яйцом, христосовался со служилыми людьми. Уставал сильно за день Государь, но лицо его было светлое и радостное, как светлый и радостный был этот праздник.

сли у нас праздник Пасхи есть праздник пробуждения весны, то в тропиках этот день приходится в самый солнечный зной. Весьма интересно описание Страстной недели миссионером, проведшим пятнадцать лет в Южной Америке среди племен каранта. На острове Тонку в течение последней половины Великого поста и на Пасху царит невообразимый зной, от которого падают в изнеможении люди и животные. Все растения свертываются и вянут, и только победоносно расцветают кактусы и колючие лианы. Начиная с понедельника Страстной недели, туземцы-христиане начинают умерщвлять свою плоть. Нагие, они медленно, длинными вереницами бродят в зарослях кактуса, изо всей силы бьют себя в грудь. Покрытые кровью, они возвращаются в свои хижины и громко стонут, стараясь не спать и не давать заснуть своим домочадцам. В полночь на первый день Пасхи красное зарево охватывает небо. Туземцы, распевая веселые песни, сжигают кактусы и тушат пожарище водою. Вскоре на влажной земле под живительными лучами солнца начинает зеленеть трава и пестреть огромные цветы, яркие и пряные; из них делают букеты и плетут венки, которые бросают затем в море.

Из книги «Христос воскресе!»

             

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz