Интервью с благочинным церквей Зарайского округа
священником Михаилом Рыжовым.


Коломенское и Зарайское благочиния — не просто ближайшие соседи. Можно сказать, это ближайшие родственники. Ведь когда-то часть земель нынешнего Коломенского района входили в состав обширного Зарайского уезда Рязанской губернии. О древней Зарайской земле, о ее замечательных святынях, о современной жизни Зарайского благочиния — наше интервью с благочинным церквей Зарайского округа священником Михаилом Рыжовым.

 
 — Отец Михаил, древняя Зарайская земля известна своей славной историей, своими святынями. Cколько лет насчитывает история вашего древнего края? Чем знаменита ваша земля?
— История нашего города насчитывает более чем 850 лет. Первое упоминание о Зарайске, по мнению некоторых ученых, содержится в Никоновской летописи под 1146 годом. Вторым упоминанием является цикл повестей о Николе Зарайском (центральная часть цикла — знаменитая «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Зарайск упоминается здесь под 1225 годом. По исследованиям Д.С. Лихачева, древняя часть цикла повестей, посвященная перенесению чудотворного образа святителя Николая из древнего Херсонеса в Рязанскую землю, была составлена в самом Зарайске. В 16 веке Василий III построил в Зарайске, охранявшем южные пределы Московского княжества, новый кремль. Большинство ученых склоняется к тому, что именно это поселение можно считать городом Зарайском, хотя древний город существовал намного раньше. Указом Екатерины II Зарайск стал кафедральным городом Рязанского владыки, с тех пор рязанские архиепископы именовались Рязанскими и Зарайскими. Зарайский уезд простирался на многие десятки километров. В него входили Озерский, Луховицкий, Коломенский районы. 90 с лишним храмов находились на территории нашего уезда.
— Расскажите подробнее о святынях вашего города.
— Древняя чудотворная икона Николы Зарайского была принесена в Зарайск из Корсуня, т.е. Херсонеса. Корсунский священник Евстафий, пройдя через всю Европу, принес этот образ в Рязанскую землю. Здесь икону встретил князь Федор, которому также во сне явился святитель Николай, повелел идти встречать чудотворный Корсунский образ и обещал умолить Иисуса Христа о нем, о его будущих жене и сыне, чтобы Господь даровал им венец Царствия Небесного. Впоследствии князь Федор, его жена Евпраксия и сын Иоанн удостоились мученического венца и с 19 века почитаются как святые. На берегу Осетра, на месте встречи чудотворной иконы, забил целебный источник, который называется Белым Колодцем. Сейчас создан проект по строительству здесь часовни, купальни. В 16 веке образ побывал в Коломне. Иван IV и Василий Шуйский делали большие вклады в оформление иконы. Её ризу украшают 1600 драгоценных камней, золотая медаль и другие изделия из золота и серебра, пожертвованные богомольцами в память о милостях и исцелениях, которые святитель Николай посылает всем почитающим его древний образ. В настоящее время икона находится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве, и мы ведем работу по возвращению святыни. В 1996 году, во время празднования 850-летия города, нам удалось привезти икону на несколько дней в Зарайск. А несколько лет назад коломенскими иконописцами Б. Муравлевым и Б. Кисельниковым был создан список с древней иконы, который находится сейчас  в Никольском соборе. Как новомученики российские канонизированы протоиерей Иоанн Смирнов, последний настоятель Никольского собора, священник Никольской церкви села Мишино Созонт Решетилов, игумен Евтихий (Качур), священник Петр Соловьев.
— Как протекает современная жизнь благочиния?
— Мы стараемся провести в жизнь все те формы работы, которые требуются от Церкви сегодня. В настоящее время на территории Зарайского благочиния воссоздано 24 прихода. С 1991 года издается газета «Никольские листки». Работают воскресные школы, успешно развивается сотрудничество с радио и телевидением. С 1998 года действует  Зарайское историческое общество, необходимость которого была признана на научно-богословской конференции «Князь Федор, княгиня Евпраксия и  их сын Иоанн». На этой конференции присутствовали ученые и богословы из Москвы, Рязани, Тулы, Коломны и других городов. Готовится к выпуску 1-ый номер «Альманаха Евстафия», в котором собраны статьи по различным направлениям, в т.ч. материалы по канонизации новомучеников Российских, статистическое описание Зарайских церквей, составленное в 19 веке священником Иоанном Добролюбовым, протоиереем Никольского собора. Следующий альманах планируется посвятить выдающимся историческим личностям, которые жили на Зарайской земле. Основное наше достояние - это наша история. Мы живем на святом месте, где были прославлены многие святыни. И хотя в настоящее время храмы благочиния разрушены и нет средств, чтобы в ближайшее время их восстановить, мы делаем все возможное для их сохранения.
— Какие наиболее яркие события последних лет вы могли бы отметить?
— С 1965 года в течение 5 лет Владыка Ювеналий окормлял наш город. Жители Зарайска помнят его, каким он был 35 лет назад, когда в городе был один храм и служили два священника. Сегодня каждый приезд правящего архиерея в наш маленький уездный городок — настоящее событие для верующих.
— Известно, что не так давно в вашем благочинии проходил многодневный крестный ход. Расскажите подробнее об этом.  
— К 2000-летию Рождества Христова мы приурочили крестный ход, который совершался в два этапа. Первый — летом 1999 года, а другой - летом 2000 года. Маршрут проходил по сельским храмам района. В общей сложности за 8 дней было пройдено около 200 км. Принимали участие в нем 10 человек.
— Проходили ли в благочинии научные конференции, подобные конференции 1998 года?
— В 2001 году состоялась научная конференция «Пути духовного возрождения Зарайского края в третьем тысячелетии». В ней приняли участие администрация города, Зарайское благочиние, Историческое общество. Было представлено 50 докладов по различным направлениям.
— Какие планы на будущее?
— Современная жизнь нас обязывает каждый день заниматься повседневными проблемами, которые с первого взгляда кажутся мелкими, но они закладывают фундамент для будущего развития Православия. Хотелось бы, чтобы регулярные службы совершались не в 2-3 храмах, но и во всех остальных приходах благочиния, а мы могли бы их восстанавливать и содержать в порядке. Хотелось бы, чтобы вернулась к нам наша икона, чтобы вера в людях не оскудела и они обрели то духовное достояние, которое потеряли когда-то, и получили возможность стать наследниками Царства Небесного.


Татьяна Ртищева.
Фото Владимира Каретникова.

                 

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz