НА ВОЙНЕ НЕ БЫВАЕТ АТЕИСТОВ

 


Икона Архангела Михаила доставлена в Чечню.


Чин крещения воинов совершает отец Михаил Васильев.

 
 — Отец Михаил, как Вы, москвич, выпускник Московского университета, попали в Чечню?
 — Я представитель Отдела Московской Патриархии по сотрудничеству с Вооруженными Cилами. Поэтому я должен быть там, где священник нужнее всего — на войне. Там, как нигде, ощущаешь, что Господь тысячу раз прав: жатвы много, а делателей мало. Корысти ради в армии очень мало людей. Звездочки, квартиры — все это в далеком будущем, а голову подставлять надо сегодня. В основном здесь простые русские ребята из провинции, которые без всяких красивых слов о любви к Родине исполняют настоящую мужскую работу по защите Отечества. Они просто защищают южные рубежи, а все остальное — это удел и ответственность пред Богом уже политиков.
 — Вы постоянно находитесь в Чечне?
 — Нет. Я служу в храме военного гарнизона Главного штаба ракетных войск стратегического назначения. Это храм преподобного Ильи Муромца — большой, красивый, построен на средства ветеранов и воинов ракетных войск, он находится в ближнем Подмосковье, в городе Одинцово-10. Оттуда уже в рамках работы Отдела Патриархии езжу в командировки. В Косово был два раза.
 — Как Вы туда попали?
 — Опять же от военного Отдела. По согласованию с генеральным штабом мы установили там полевой храм преподобного Ильи Муромца, собранный и укомплектованный полностью всей необходимой утварью на средства прихожан нашего храма.
 — Это произошло после знаменитого марша на Приштину?
 — Сразу после марша был закрыт воздушный коридор, а как первые самолеты стали летать, то одним из первых оказался там и я. Мы разбили полевой храм в центре лагеря и водрузили большой крест — это было настолько необычное зрелище, что даже натовский вертолет прилетал специально снимать на видеокамеру, пока мы крест устанавливали. Они были, видно, очень недовольны. А потом все журналисты, которые туда приходили, первым делом снимали танк, попа и, конечно, российских десантников, которые свое мужество явили всему миру.
— Ваше пребывание не выглядит там навязанным или искусственным?
 — Во-первых, всегда есть возможность сказать: батюшка, извините, мы сейчас заняты, у нас боевая подготовка. А второе — почти у каждого солдата священник ассоциируется с чем-то родным: кто-то жил рядом с храмом, у кого-то детки крестились или он сам помнит, как это было, кто-то венчался. У многих очень теплые и радостные моменты жизни связаны с Церковью.
 — А в Чечне, куда Вы ездили, существует постоянный храм?
 — Даже временного нет, потому что не хватает отцов, которые бы там подвизались. Я думаю, в ближайшее время в штабе группировки в Ханкале уже будет строиться храм. Во многих местах я встречал большие поклонные кресты, которые ставят в память погибших товарищей воины. И у этих крестов я совершал крещения. Так это было в древней Церкви: на костях мучеников основывались храмы.
 — Многих Вам приходилось крестить?
 — В последнюю поездку, когда мы встретились с отцом Тихоном, я крестил за неполную неделю 75 человек. Помощь воинам является замечательной возможностью стяжать благодать Божию. Перед лицом смертельной опасности ты совершенно по-другому смотришь на обычную бумажную иконку, по-другому представляются тебе свечечка горящая, крестик нательный. За этот крестик могут голову отрезать, если ты в плен попадешь. Но когда ребятки слышат крики «Аллах акбар!», они часто кричат: «Христос воскресе!»
 — Некоторые в связи с этим утверждают, что мусульманский мир побеждает, потому что у него есть мощная идеологическая база, которая позволяет забыть о каких-то личных выгодах ради высших целей. А в нашей стране этого нет.
 — Силы духа просто нет. Мусульмане более нравственны, чем мы, это несомненно. Младший уступает место старшему. Девочки у них не одевают мини-юбок, чтобы прельщать мальчиков, а мальчики в свою очередь не прельщаются, глядя вот на таких развратных девочек, а наоборот, отказывают им в праве быть их женой. Они не пьют так, как пьют в России. И дело тут не только в нормах шариата, дело тут прежде всего в том, что они не хотят сознательно сами себя развращать. Они занимаются спортом, в каждом ауле, в каждом селе, в каждом городке есть спортзалы, стадионы, борцовские секции, где они совершенно самоотверженно и самозабвенно готовят себя защищать свою веру, свой дом, свою семью. Если поставить рядом 18-летнего чеченца и 18-летнего русского солдатика, то разница будет очевидна.
 — Отец Михаил, но нам скажут, что у нас многоконфессиональное государство, и в Чечне воюют не только православные солдаты. Как по-Вашему эту проблему решать?
 — А не надо в этом видеть проблему. Нас объединяет с традиционным исламом за столетия сосуществования в одном государстве несомненно больше, чем разделяет. В армии всегда были муллы, их было немного, но они были, также как полковые священники. Когда приносили верноподданическую присягу Государю, можно было присягать не только на Библии, но и на Коране.
 — То есть эту можно традицию вернуть?
 — Не знаю, можно ли, но вижу в этом несравнимо меньше беды и опасности, чем не вводить вообще никого. Потому что это означает полное вырождение и деградацию. Можно написать на плакате (я видел такие плакаты): «За неуставные отношения — 8 лет». Но это бесполезно, этим никого не напугаешь! Нужна идея, которая вела бы людей.

Сайт «Православие».

                 

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz