—В
репертуар хора входят
исключительно церковные песнопения
или вы исполняете и светские
произведения?
— В основном в
репертуаре четырехголосные
акапельные богослужебные
произведения киевского распева. Но
в связи с тем, что нам часто
приходится выступать на концертах,
мы ввели в репертуар и светские
песни. Исполняли Гимн Дворянского
собрания (в свое время он очень
понравился жителям Коломны,
Святейшему Патриарху), старинные
военные песни: Черные гусары,
Бородино, Голубые уланы. В последнее
время стали применять
инструментальное сопровождение для
исполнения песен иеромонаха Романа,
Песни о Днепре.
— Как Вы строите
работу с хором?
— Почти все участники
хора без музыкального образования,
поэтому работа строится по методике
руководства самодеятельным
коллективом. Хотя перед каждым есть
партитура, в основном все
разучиваем на слух. Сначала с одной
партией, потом с другой, потом
соединяем. Времени катастрофически
не хватает. Спевки проходят два раза
в неделю по полтора часа. Этого
очень мало. Беда в том, что у нас
постоянная текучка кадров. Каждый
год кто-то уходит, появляются новые
певцы. То, что уже пели, приходится
разучивать заново. Если бы состав
был постоянный, репертуар был бы
намного богаче.
—Как
руководитель известного в городе
коллектива какие успехи хора Вы бы
отметили?
—Хор неоднократно
принимал участие в Патриарших
богослужениях в Новодевичьем
монастыре, в Успенском соборе
Московского Кремля. Первый раз нас
отметил Патриарх в 1999 году в день
памяти святителей Московских, когда
мы пели в Новодевичьем монастыре
вместе с хором матушки Ксении.
Последний раз в Успенском соборе
Московского Кремля мы пели в этом
году, в день памяти новомучеников
Российских. Принимали участие в
концерте, посвященном празднованию
70-летия Московской области в
Кремлевском дворце съездов.
Выступали в Областном доме
творчества. Были попытки студийной
записи. Многое зависит от состояния
голосов, от акустики храма. Если
зрители, молящиеся принимают хорошо
— значит, есть у хора успех.
— На Ваш взгляд,
какое воздействие на духовную жизнь
оказывает пение в церковном хоре,
участие в богослужении?
— Во время богослужения
хор певчих изображает ангелов.
Поэтому любой участник хора всегда
чувствует ответственность за свою
работу. Его волнует, как он споет,
сможет ли донести до молящихся
смысл песнопения. Зачастую на
службе бывает непонятно, что
исполняет хор. Поэтому мы работаем
над дикцией, над звукообразованием,
артикуляцией. Кроме того,
воспитанники семинарии приобретают
навык пения как будущие
священнослужители. Впоследствии
они смогут правильно оценивать свой
хор на приходе, давать нужные
указания.
— Можете ли Вы
отметить какие-либо отрицательные
моменты в деятельности хора или
отдельных его участников?
— Как и везде, есть
энтузиасты и есть те, кто ленится,
занимается по послушанию. Но
особенных отрицательных моментов
не замечал.
— В чем
принципиальное отличие церковной
музыки от любой другой?
— В основе каждого
песнопения — божественный,
одухотворенный текст, к которому
нельзя относиться поверхностно.
Поэтому, когда мы исполняем
духовное произведение в храме или
даже вне храма, то чувствуем особую
ответственность. Певчие всегда
понимают, что поют, какие произносят
слова.
— Если бы на
территории нашей семинарии
открылся регентский факультет, как
вы отнеслись бы к этому?
— Я бы приветствовал. Но,
к сожалению, пока такой возможности
нет.
— Как руководителю
коллектива чего бы хотелось достичь
в будущем?
— Стабильности
певческого состава, спевок.
Хотелось бы, чтобы на службе хор пел
целиком и не было деления на
монастырский и семинарский хор,
которое отрицательно влияет на
певчих и разрушает целостность хора.
Беседу вела Татьяна
Ртищева.
Фото Игоря Германа. |