Музыку не напрасно считают высшей формой искусства. Философы древности говорили, что Господь вложил в человека способность к музыке как отражение красоты и гармонии духовного мира. Неслучайно поэтому христианское богослужение — это песнь во имя Господне. На службе поется все — молитвы, псалмы, стихи Евангелия, Апостола. От мастерства хора, от его умения донести молитвенное настроение, смысл песнопений зависит многое. Хор воспитанников Коломенской духовной семинарии известен жителям Коломны и по участию в архиерейских богослужениях, и по многочисленным концертам духовной музыки. Кто входит в его состав? Как подбирается репертуар? Какие проблемы волнуют? Об этом и о многом другом — наше интервью с регентом хора, насельником Старо-Голутвина монастыря иеромонахом Григорием (Щелкуновым).

 

— Отец Григорий, Ваш хор существует не так много времени, но уже заслужил симпатии жителей Коломны. С чего начиналась деятельность хора?
— Хор существует с 1996 года. Он начинался в Духовном училище. Сначала был небольшой хоровой ансамбль, в котором в числе других воспитанников пели отец Сергий Федченко, отец Олег Матвейченко. Постепенно ансамбль стал приобретать характер мужского хора. Не сразу все удавалось. Приходилось много работать во внеурочное время, чтобы создать гармоничный строй пения. Конечно, нагрузка на ребят большая. Ведь кроме учебы, у каждого свои послушания.
— Как Вы подбираете голоса для хора?
— В состав входят учащиеся с первого по четвертый курс. Перед вступительными экзаменами прослушиваем абитуриентов и отбираем голоса. Иногда ошибаемся: человек не может петь. Приходится с ним расставаться. Но иногда происходит обратное. Человек никогда не пел, и вдруг через год после поступления у него появляется голос. Так было с о. Сергеем Якимовым, о. Алексеем Авдокушиным, о. Михаилом Трутневым. При прослушивании они не прошли, а со второго класса стали петь. Я попросил отца Николая, ректора семинарии, чтобы их поставили кандидатами для певчих в монастырский храм. Прошло время, и они доросли до главных певчих.
—В репертуар хора входят исключительно церковные песнопения или вы исполняете и светские произведения?
— В основном в репертуаре четырехголосные акапельные богослужебные произведения киевского распева. Но в связи с тем, что нам часто приходится выступать на концертах, мы ввели в репертуар и светские песни. Исполняли Гимн Дворянского собрания (в свое время он очень понравился жителям Коломны, Святейшему Патриарху), старинные военные песни: Черные гусары, Бородино, Голубые уланы. В последнее время стали применять инструментальное сопровождение для исполнения песен иеромонаха Романа, Песни о Днепре.
— Как Вы строите работу с хором?
— Почти все участники хора без музыкального образования, поэтому работа строится по методике руководства самодеятельным коллективом. Хотя перед каждым есть партитура, в основном все разучиваем на слух. Сначала с одной партией, потом с другой, потом соединяем. Времени катастрофически не хватает. Спевки проходят два раза в неделю по полтора часа. Этого очень мало. Беда в том, что у нас постоянная текучка кадров. Каждый год кто-то уходит, появляются новые певцы. То, что уже пели, приходится разучивать заново. Если бы состав был постоянный, репертуар был бы намного богаче.
—Как руководитель известного в городе коллектива какие успехи хора Вы бы отметили?
—Хор неоднократно принимал участие в Патриарших богослужениях в Новодевичьем монастыре, в Успенском соборе Московского Кремля. Первый раз нас отметил Патриарх в 1999 году в день памяти святителей Московских, когда мы пели в Новодевичьем монастыре вместе с хором матушки Ксении. Последний раз в Успенском соборе Московского Кремля мы пели в этом году, в день памяти новомучеников Российских. Принимали участие в концерте, посвященном празднованию 70-летия Московской области в Кремлевском дворце съездов. Выступали в Областном доме творчества. Были попытки студийной записи. Многое зависит от состояния голосов, от акустики храма. Если зрители, молящиеся принимают хорошо —  значит, есть у хора успех.
— На Ваш взгляд, какое воздействие на духовную жизнь оказывает пение в церковном хоре, участие в богослужении?
— Во время богослужения хор певчих изображает ангелов. Поэтому любой участник хора всегда чувствует ответственность за свою работу. Его волнует, как он споет, сможет ли донести до молящихся смысл песнопения. Зачастую на службе бывает непонятно, что исполняет хор. Поэтому мы работаем над дикцией, над звукообразованием, артикуляцией. Кроме того, воспитанники семинарии приобретают навык пения как будущие священнослужители. Впоследствии они смогут правильно оценивать свой хор на приходе, давать нужные указания.
— Можете ли Вы отметить какие-либо отрицательные моменты в деятельности хора или отдельных его участников?
— Как и везде, есть энтузиасты и есть те, кто ленится, занимается по послушанию. Но особенных отрицательных моментов не замечал.
— В чем принципиальное отличие церковной музыки от любой другой?
— В основе каждого песнопения — божественный, одухотворенный текст, к которому нельзя относиться поверхностно. Поэтому, когда мы исполняем духовное произведение в храме или даже вне храма, то чувствуем особую ответственность. Певчие всегда понимают, что поют, какие произносят слова.
— Если бы на территории нашей семинарии открылся регентский факультет, как вы отнеслись бы к этому?
— Я бы приветствовал. Но, к сожалению, пока такой возможности нет.
— Как руководителю коллектива чего бы хотелось достичь в будущем?
— Стабильности певческого состава, спевок. Хотелось бы, чтобы на службе хор пел целиком и не было деления на монастырский и семинарский хор, которое отрицательно влияет на певчих и разрушает целостность хора.

Беседу вела Татьяна Ртищева.
Фото Игоря Германа.

 

               

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz