Важнейшим событием последних лет стал Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, в ходе которого состоялось прославление святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру в двадцатом веке. Каков смысл канонизации святых? каковы отличительные особенности последней канонизации? что такое святость? — на эти и многие другие вопросы отвечает старший референт Московской епархии, член Синодальной Комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной Комиссий по канонизации святых священник Максим Максимов.

 

 
— Отец Максим, нашу газету читают люди разные: воцерковленные и нецерковные, те, кто следит за событиями в жизни Церкви, знает ее историю и те, кто интересуется, но с церковной историей не знаком. Не могли бы Вы рассказать: зачем нужна канонизация святых? какова ее основная цель?
— Как это известно каждому христианину, Господь пострадал, воскрес и принес себя в жертву за избавление людей от греха и смерти. Но все эти события могли бы остаться для людей лишь далекими историческими фактами, если бы не стали их личным достоянием через спасительные церковные  таинства, реально преображающие душу и тело человека. Церковь показывает на примере своих преподобных, святителей, мучеников, исповедников, как исполняется обетование Божие о спасении людей. Мы видим, что святыми оказываются люди разных национальностей и культурных слоев, происхождения и образования, богатства и возраста. Оказывается, каждый человек в своих жизненных условиях реально достигает святости. Святость для него оказывается не неким пунктом, которого когда-то кто-то достигнет. Святость — это результат действия благодати сегодня в каждом из нас, если мы действительно совершаем подвиг своего спасения. А вот обстоятельства подвига бывают очень разные. Это чрезвычайные обстоятельства, как, например, мученичество, когда человек становится лицом к лицу со смертельной опасностью, исповедуя Бога путем отречения от самого главного, что он имеет, — жизни. Подвиг преподобных — тоже мученичество, но только растянутое на многие годы. Подвиг благоверных людей, которые, будучи обличены властью светской, исполнили свой христианский долг по защите Отечества, как, например, благоверный князь Димитрий Донской. Подвиг Христа ради юродивых, которые служили обличению мира в его привязанности греху и порокам. Мы знаем и другие подвиги: например, подвиг святителя, или священника, совершенно выполнившего свой пастырский долг. Людей, выполнивших свое христианское призвание очень много, и в зависимости от условий, в которых они жили, чин их святости бывает различный. Самый, наверное, совершенный — апостольский подвиг, сопряженный и с мученичеством, и с преподобием и со святительством. Не даром апостолы — это столпы Церкви.
— Святые люди совершенно особенные, не похожие на других? или внешне они ничем не отличаются от нас с Вами?
— Мы знаем из самого Священного Писания, из истории Церкви, что Господь взирает на кроткого и смиренного сердцем, он не смотрит на внешнее состояние человека. Апостол Павел говорит, что именно худородных избрал Бог, чтобы посрамить безумство мира. Поэтому всякий труд в достижении святости сопряжен с самым главным свойством христианской жизни — со смирением. Как говорил один преподобный, ни добродетели, ни труды не бывают полезны человеку, если они не рождаются смирением. А когда в человеке рождается смирение, то он становится Божественным вместилищем — через него начинает действовать и творить чудеса Бог.
— Смирение — что это? Отсутствие гордости, дерзости?
— То, что вы назвали — это лишь одно из составляющих. Смирение — это безграничная вера, которую человек имеет по отношению к Богу, когда он не просто не гордится, а именно смиряется, то есть осознает степень своей греховности, осознает, что не в состоянии изменить сам свою жизнь. Поэтому человек всецело упование возлагает на Творца. Вот это и есть смирение. А как таковое смирение сопровождается многими внешними признаками. Это, конечно, отсутствие дерзости, хамства. Но смелости смиренный человек не теряет: он может защищать веру, защищать ближнего своего, может совершать даже гражданский подвиг. Смирение есть состояние души перед Богом, которая понимает, где источник ее жизни и радуется, что этот источник есть и он доступен для нее.
— Другими словами, смиренный человек — это тот, кто умеет  видеть истину?
— Да. Хотя, как это ни странно, миру кажется, что смирение делает людей бездушными болванами. На самом деле наоборот. Господь сказал: познайте истину и она сделает вас свободными. Истина делает человека свободным от самого главного рабства, которое бывает в жизни: рабства греху, когда человек не может вырваться из привычных пут, связывающих мир, наше общество. А как можно, противясь истине, ее познать?
— Канонизация двухтысячного года имеет какие-то свои особенности, отличается от предыдущих?
— В двухтысячном году было канонизировано самое большое число подвижников за всю историю Православной Церкви. Это связано не с тем, что мы всех смогли подсчитать, по спискам разложить, написать про них. Это связано с теми событиями, которые пережила  Русская Церковь в двадцатом веке. Некогда народы России приняли Крещение и сразу вступили, в отличие от многих древних Церквей, в эпоху святителей и преподобных. В двадцатом веке наступила эпоха мучеников. Сколько их пострадало — точно сосчитать сейчас никто не может. Это тысячи, если не миллионы человек. В ходе этой канонизации прославлены преподобные и мученики предшествующих веков. Например, валаамские мученики 16 века, святитель Макарий (Глухарев), преподобный Алексий Бортсурманский (Гнеушев).  Были канонизированы и те, имена которых нам не известны — кого знает по имени Бог.
— На этом Юбилейном Соборе были канонизированы тысяча сто пятьдесят четыре святых угодника, из которых тысяча девяносто — новомученики и исповедники российские, пострадавшие в двадцатом веке, тогда как за всю историю Русской Церкви прославлено всего около четырех сот человек. Чем вызвано такое соотношение? Раньше меньше было святых людей? Повлияли исторические события?
— Трагические события двадцатого века родили массу святых. В этом — торжество нашей Церкви, возрастившей такое количество верных Богу людей. Господь сказал: «По плодам вы узнаете древо». Древо Русской Церкви дало такой плод.
— В других странах были подобные гонения?
— Таких масштабных многолетних преследований ни одна страна еще никогда не испытывала. Мы знаем гонения римских императоров Декия, Диоклитиана, многих других. Но гонения второго, третьего веков отличались тем, что протекали не на протяжении трех веков, а имели жесткие границы, то есть были вспышки преследований. Много было императоров, при которых христиан не преследовали. В двадцатом же веке в России осуществлялся многолетний, последовательно разработанный план умерщвления христианства.
— Не могли бы Вы назвать точные границы последних гонений? На какое время приходился пик мученичества?
— Гонения начались с издания Декрета об отделении Церкви от государства. Это был январь тысяча девятьсот восемнадцатого года. Но первые жертвы были уже в ходе преобразований семнадцатого. Проведение этого декрета осуществляла специальная антирелигиозная комиссия, которая ставила своей задачей последовательное уничтожение Церкви и Имени Божьего. До двадцать второго года гонения продолжались более-менее стихийно. Страна переживала в это время страшные потрясения: гражданская война, голод, разруха. И все это сопровождалось массовыми убийствами: духовенство, верующих мирян расстреливали без суда и следствия. Некоторые епархии, такие, как Ставропольская, Казанская, были полностью уничтожены. Пик стихийных преследований приходится на двадцать второй год, когда начался процесс изъятия церковных ценностей. Этот же год положил начало судебных дел в отношении духовенства. До двадцать девятого года большинство духовенства побывало в ссылках, было подвергнуто лишению прав. Первые массовые расстрелы начались в двадцать  девятом — тридцатом годах. К тридцать пятому году опять были повторены ссылки и аресты. Многие по второму разу отсидели в этот период. И самая максимальная вспышка гонений приходится на тридцать седьмой и тридцать восьмой годы. В этот период по Церкви был нанесен удар такой колоссальной силы, что фактически государство, поставившее своей целью уничтожение Церкви, могло бы некоторое время говорить, что добилось своего. Можете себе представить, что в конце тридцать восьмого года количество оставшегося на свободе духовенства было ровно таким, каким оно было в тридцать пятом году в одной Ивановской епархии. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв репрессий священнослужителей, в тридцать седьмом и тридцать восьмом годах было арестовано сто тридцать шесть тысяч человек, из них расстреляно — восемьдесят пять тысяч. Это только священнослужители, не считая простых верующих людей, которые выступали перед органами против закрытия церквей и продавали свое имущество, чтобы заплатить непосильные налоги властей, давивших на Церковь. Это было очень страшное время. Церковь к тридцать девятому году составляла чуть больше тысячи храмов. До гонений было пятьдесят две  тысячи храмов.
— Тридцать девятым годом преследования оканчиваются?
— Нет. Гонения не ослабевали даже во время и после Великой Отечественной войны. Также регулярно проводились и расстрелы, и аресты духовенства, несмотря на военное время, несмотря на государственную политику, которую историки почему-то рисуют достаточно светлой. Никаких изменений не было. В сороковых годах, как и в тридцать седьмом, тридцать восьмом, тридцать девятом, люди сидели в лагерях, работали и умирали, их никто не отпускал. Смысл гонений был не только в повальных расстрелах, но масса людей просто умирала в лагерях в непосильных трудах, болезнях. Наша русская земля скорбит от крови мучеников.
— Как развивались гонения в дальнейшем?
— К середине пятидесятых годов, когда прекратились официальные политические преследования, были освобождены и осужденные по религиозным делам, деятельность которых квалифицировались как контрреволюционная. Это 58 статья. Но это не значит, что они получили полные права. Государство преследовало духовенство и верующих законодательным образом. Официально, явно политика государства не содержала никаких антирелигиозных выпадов. Но детям духовенства не разрешалось поступать в ВУЗы, в храмах отслеживали количество верующих, запрещали проповедь, давили налогами, Церкви не разрешалось иметь учебные заведения, кроме официально зарегистрированных, готовящих священнослужителей. Началось время идеологического пресса. Государство не сокрушило Церковь прямым путем, путем убийств, не смогло ее уничтожить физически. Все равно верующие люди остались, церкви остались. Но количество верующих сократилось путем активнейшей антирелигиозной пропаганды, когда начали выращивать сознательных безбожников. Я знаю людей, родителей которых хотели лишить прав за то, что они ходили в церковь. Границы гонений можно было бы закончить как минимум семидесятыми годами. Отменили только повальные аресты и лагеря. Все остальное оставалось: запреты на колокольный звон, на строительство храмов, на открытие новых. С трудом все добивалось, по микронам.
— Что касается Московской епархии, сколько на сегодняшний день канонизировано святых? Какой составляет процент от общего числа святых?
— На сегодняшний день из мучеников и исповедников от Московской епархии канонизировано около двухсот человек, это больше двадцати процентов от общего числа новомучеников.
— Какие трудности переживает комиссия по канонизации?
— Самое трудное — это умение читать. Нам кажется, что мы откроем документы и обретем все ответы на вопросы. Но на самом деле мы можем обрести больше вопросов, чем ответов, потому что мучение человека было скрыто от мира. Когда мы узнаем факт мучения, он может не соответствовать нашему пониманию. Собрать материал бывает трудно в силу  того, что для нас становится ясным конец жизни человека, но не известен промежуток от его рождения до принятия мученичества. Очень важно составить представление о жизни святых. Ведь самое удивительное, что это люди, жившие среди нас. Они ничем не отличались: ни красотой, ни благообразием, ни богатством, ничем другим. Господь избрал тех, кто мог сподобиться этого дара — дара свидетельства.
— Бывает так, что человека представляют для канонизации, а его по каким-то причинам не канонизируют? Почему?
— Не канонизируют, если человек был еретиком, принадлежал расколу, отрекся от сана, а потом тоже попал под колесо мучения. Были люди, которые сотрудничали с органами власти, то есть помогали гонителям в их кровавой деятельности. А потому наша работа требует тщательного изучения документов и не терпит никакой поспешности.

Беседу вела Татьяна Ртищева.

 

 

Мы благодарим отца Максима за беседу. А в заключение хотелось бы сказать, что подвиг новомучеников и исповедников Российских укрепил нашу Церковь, став ее прочным основанием, ибо «Бог поругаем не бывает».


*   *   *

 

           

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz