Глаголъ № 16(38)

 
 

 

 

№16(38)
1 сентября 2000 г. от
Рождества Христова

 

Издаётся с 20 марта 2000 г.
по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

 

 
 
КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Как все знают, Стамбул, ныне крупнейший город Турции, имеет замечательное прошлое. Нам он больше известен под названием Константинополь как столица Византийской империи и как вселенский центр Православия. О том, каков этот город сегодня, о его связи с историей Христианства, с Россией, рассказывает настоятель храма Пресвятой Троицы в Щурово священник Вадим Маркин, побывавший в конце июня этого года в Константинополе.
 


Вид на Константинополь
с пролива Босфор.

 


Стены древнего Константинополя.

 


Храм Святой Софии.

 


Голубая мечеть.

 
 – Отец Вадим, расскажите о Вашем первом впечатлении от современного Константинополя. Это полностью мусульманский город или в нем все-таки чувствуется присутствие духа древней Византии, в течение ряда веков являвшейся мировым центром Православия?
– Чтобы говорить о духе древней Византии, необходимо этот дух знать. Я не готов утверждать, что я его знаю. При путешествии по городу возникает смешанное чувство. Константинополь (или Стамбул) – мусульманский город. Это чувствуется. С другой стороны, турки стремятся всячески подчеркнуть свою светскость, и это тоже видит путешественник. Что касается духа древней Византии, то он, конечно, присутствует в некоторых архитектурных формах, элементах орнамента.
– Вы не могли бы кратко охарактеризовать национально-религиозный состав современного Константинополя?
– Мое пребывание в Константинополе было достаточно коротким, чтобы дать точный ответ на этот вопрос. Подавляющее число населения составляют, конечно, мусульмане. Я думаю, в этом городе не найдется ни одного человека, который ощущал бы себя неверующим и нерелигиозным. Естественно, что уровень храмового (т. е. на нашем языке – церковного) самосознания у всех разный. Есть люди, постоянно посещающие храм. Есть и те, которые в храм не ходят и имеют на это свои оправдания. Но вера в Бога, чувство Богопредстояния, присутствует у каждого.
– Каково приблизительно соотношение между православным и мусульманским населением города?
– Православных из местных жителей (имеются в виду турки) практически нет. Но национальный состав города определяется не только турками. Здесь живут греки, а также представители других народов. На них и утверждается Константинопольский патриархат. Насколько мне известно, они насчитывают несколько тысяч человек. По сравнению с многомиллионным городом это – ничто.
– Что собой представляет сегодня знаменитый храм Святой Софии?
– Общеизвестно, что когда турки завладели Константинополем, храм этот был превращен в мечеть. Менее известно, что в 1936 году Мустафа Кемаль Ататюрк, политический лидер, первый президент Турецкой республики, взял курс на создание светского государства. С этого же года мечеть была закрыта и преобразована в музей. Сегодня здесь можно увидеть росписи византийской эпохи и рядом росписи времен Османской империи, основания алтарей православного храма и тут же стелла, указывающая направление на Каабу, портреты византийских императоров и щиты с изображением мусульманских пророков. Музейные работники проводят экскурсии, рассказывают о прошлом и настоящем храма. В целом храм поражает. Особенно трогает сердце, что именно здесь послы святого равноапостольного князя Владимира впервые познакомились с православным богослужением и передали потом свои ощущения в знаменитых словах: «Не знаем, где были, на небе или на земле».
В отношении размеров я не стал бы преувеличивать впечатление от храма Святой Софии. Прямо напротив него была выстроена Голубая мечеть, диаметр купола которой (а это главный архитектурный параметр в данном случае) в полтора раза превышает диаметр купола храма Святой Софии.
– Насколько меньше своего оригинала его русские аналоги София Киевская и София Новгородская?
– Значительно меньше. Кстати, храм Святой Софии в Константинополе входит в пятерку самых крупных по диаметру купола храмов. Из этих пяти он является наиболее древним. Отсюда следует, что Святая София – самый огромный из древних храмов.
– Константинополь находился во власти мусульман уже пять с лишним веков, за время которых православные христиане переживали гонения, погромы, принимали мученическую смерть. Как реагировал на это остальной христианский мир? Какую позицию занимала Россия? Были ли планы освобождения Константинополя?
– Я напомню, что христиане принимали мученическую смерть, претерпевали гонения и в самой России, и в других странах. Я не хотел бы рассматривать историю взаимоотношений турецких завоевателей и порабощенного ими православного населения как только столкновение мусульманских идей и идей христианского мира, хотя это наиболее распространенный взгляд. Главный водораздел между добром и злом сложно проходит через души человеческие, а не между теми или иными религиозными конфессиями. Можно привести примеры и добрых поступков среди мусульман, и подлых среди христиан.
Если говорить о планах освобождения Константинополя, то планы эти,  конечно, тревожили головы и русских христиан, и христиан Запада. Но повторяю: меня интересовала не история столкновения христиан и мусульман, а другая, более важная проблема – почему пала Византийская империя? Здесь, в Константинополе, я осязаемо увидел причины византийской трагедии. Все находится в руках Божиих. Крушение великих, Богом основанных государств, происходило не случайно. Оно было наказанием за неверие, за внутреннее богоотступничество. Когда византийские императоры изображали себя с ореолами святых, со свитками законов в руках как высших законодателей, с мешочками золота как великих благотворителей – это говорит о многом, и прежде всего, о внутреннем падении. Через искушения византийских императоров проходили и папы Рима. В истории многое повторяется. Это закономерный процесс. Планы можно строить, но как мы знаем: человек предполагает, а Бог располагает. Только тогда, когда мы будем менять себя изнутри, изменится и наружная ситуация.
– Как относятся греки к теории «Москва – третий Рим», о переходе священной миссии Византии к России?
– Я не могу точно ответить на этот вопрос. Во многом мне мешал языковой барьер и некоторая натянутость в отношениях между греками и русскими. Необходимы личные дружеские отношения, которых у меня нет. Как я предполагаю, греки вряд ли относятся к идее о богоизбранности русского народа серьезно. Я общался с ними, но не в Константинополе, а на Синае и в Иерусалиме. В разговорах греки всякий раз подчеркивают, что они для нас Церковь-мать, показывают свое величие по отношению к России. Может быть,  это какая-то защитная реакция.
– Константинополь располагается в уникальном географическом месте, вблизи пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию. Сказывается ли это особое положение каким-то образом на городе, его внешнем облике, людях?
– Конечно. В самой узкой части пролива даже некогда натягивалась цепь, чтобы корабли не могли беспрепятственно проходить с одного моря в другое. Европейская часть и Восточная значительно отличаются друг от друга. С Восточной части, кстати, мусульмане начинают совершать хадж, т. е. паломничество в Мекку, к главным святыням ислама. Я осматривал и азиатскую, и западную части. Они глухо не разделяются. Каждые 15 минут туда и обратно курсируют паромы. Конечно, обе части находятся под влиянием друг друга. Поэтому европейская часть не является полностью европейской, а восточная – целиком восточной. Это влияние друг на друга создает особую атмосферу, которая распространяется на весь город.

(Продолжение в следующем номере.)
Беседу вела Надежда Тихонская.
Фото священника Вадима Маркин.
 

 


Вход в храм Святой Софии.

 


Икона Спасителя
в храме Святой Софии.

 


В мечети.

 


Герб Византии на стенах
Константинопольского
патриархата.

 


Мозаика в храме
монастыря Хорос.

 

 


На улицах
Константинополя.

 

 

         
Глаголъ № 16(38)

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz