–
Отец Вадим, расскажите о Вашем
первом впечатлении от
современного Константинополя.
Это полностью мусульманский
город или в нем все-таки
чувствуется присутствие духа
древней Византии, в течение
ряда веков являвшейся мировым
центром Православия?
– Чтобы говорить о духе
древней Византии, необходимо
этот дух знать. Я не готов
утверждать, что я его знаю. При
путешествии по городу
возникает смешанное чувство.
Константинополь (или Стамбул)
– мусульманский город. Это
чувствуется. С другой стороны,
турки стремятся всячески
подчеркнуть свою светскость, и
это тоже видит путешественник.
Что касается духа древней
Византии, то он, конечно,
присутствует в некоторых
архитектурных формах,
элементах орнамента.
– Вы не могли
бы кратко охарактеризовать
национально-религиозный
состав современного
Константинополя?
– Мое пребывание в
Константинополе было
достаточно коротким, чтобы
дать точный ответ на этот
вопрос. Подавляющее число
населения составляют, конечно,
мусульмане. Я думаю, в этом
городе не найдется ни одного
человека, который ощущал бы
себя неверующим и
нерелигиозным. Естественно,
что уровень храмового (т. е. на
нашем языке – церковного)
самосознания у всех разный.
Есть люди, постоянно
посещающие храм. Есть и те,
которые в храм не ходят и имеют
на это свои оправдания. Но вера
в Бога, чувство
Богопредстояния, присутствует
у каждого.
– Каково
приблизительно соотношение
между православным и
мусульманским населением
города?
– Православных из местных
жителей (имеются в виду турки)
практически нет. Но
национальный состав города
определяется не только
турками. Здесь живут греки, а
также представители других
народов. На них и утверждается
Константинопольский
патриархат. Насколько мне
известно, они насчитывают
несколько тысяч человек. По
сравнению с многомиллионным
городом это – ничто.
– Что собой
представляет сегодня
знаменитый храм Святой Софии?
– Общеизвестно, что когда
турки завладели
Константинополем, храм этот
был превращен в мечеть. Менее
известно, что в 1936 году Мустафа
Кемаль Ататюрк, политический
лидер, первый президент
Турецкой республики, взял курс
на создание светского
государства. С этого же года
мечеть была закрыта и
преобразована в музей. Сегодня
здесь можно увидеть росписи
византийской эпохи и рядом
росписи времен Османской
империи, основания алтарей
православного храма и тут же
стелла, указывающая
направление на Каабу, портреты
византийских императоров и
щиты с изображением
мусульманских пророков.
Музейные работники проводят
экскурсии, рассказывают о
прошлом и настоящем храма. В
целом храм поражает. Особенно
трогает сердце, что именно
здесь послы святого
равноапостольного князя
Владимира впервые
познакомились с православным
богослужением и передали
потом свои ощущения в
знаменитых словах: «Не знаем,
где были, на небе или на земле».
В отношении размеров я не стал
бы преувеличивать впечатление
от храма Святой Софии. Прямо
напротив него была выстроена
Голубая мечеть, диаметр купола
которой (а это главный
архитектурный параметр в
данном случае) в полтора раза
превышает диаметр купола
храма Святой Софии.
– Насколько
меньше своего оригинала его
русские аналоги София
Киевская и София Новгородская?
– Значительно меньше. Кстати,
храм Святой Софии в
Константинополе входит в
пятерку самых крупных по
диаметру купола храмов. Из
этих пяти он является наиболее
древним. Отсюда следует, что
Святая София – самый огромный
из древних храмов.
–
Константинополь находился во
власти мусульман уже пять с
лишним веков, за время которых
православные христиане
переживали гонения, погромы,
принимали мученическую смерть.
Как реагировал на это
остальной христианский мир?
Какую позицию занимала Россия?
Были ли планы освобождения
Константинополя?
– Я напомню, что христиане
принимали мученическую смерть,
претерпевали гонения и в самой
России, и в других странах. Я не
хотел бы рассматривать
историю взаимоотношений
турецких завоевателей и
порабощенного ими
православного населения как
только столкновение
мусульманских идей и идей
христианского мира, хотя это
наиболее распространенный
взгляд. Главный водораздел
между добром и злом сложно
проходит через души
человеческие, а не между теми
или иными религиозными
конфессиями. Можно привести
примеры и добрых поступков
среди мусульман, и подлых
среди христиан.
Если говорить о планах
освобождения Константинополя,
то планы эти, конечно,
тревожили головы и русских
христиан, и христиан Запада. Но
повторяю: меня интересовала не
история столкновения христиан
и мусульман, а другая, более
важная проблема – почему пала
Византийская империя? Здесь, в
Константинополе, я осязаемо
увидел причины византийской
трагедии. Все находится в
руках Божиих. Крушение великих,
Богом основанных государств,
происходило не случайно. Оно
было наказанием за неверие, за
внутреннее
богоотступничество. Когда
византийские императоры
изображали себя с ореолами
святых, со свитками законов в
руках как высших
законодателей, с мешочками
золота как великих
благотворителей – это говорит
о многом, и прежде всего, о
внутреннем падении. Через
искушения византийских
императоров проходили и папы
Рима. В истории многое
повторяется. Это закономерный
процесс. Планы можно строить,
но как мы знаем: человек
предполагает, а Бог
располагает. Только тогда,
когда мы будем менять себя
изнутри, изменится и наружная
ситуация.
– Как
относятся греки к теории «Москва
– третий Рим», о переходе
священной миссии Византии к
России?
– Я не могу точно ответить на
этот вопрос. Во многом мне
мешал языковой барьер и
некоторая натянутость в
отношениях между греками и
русскими. Необходимы личные
дружеские отношения, которых у
меня нет. Как я предполагаю,
греки вряд ли относятся к идее
о богоизбранности русского
народа серьезно. Я общался с
ними, но не в Константинополе,
а на Синае и в Иерусалиме. В
разговорах греки всякий раз
подчеркивают, что они для нас
Церковь-мать, показывают свое
величие по отношению к России.
Может быть, это какая-то
защитная реакция.
–
Константинополь
располагается в уникальном
географическом месте, вблизи
пролива Босфор, разделяющего
Европу и Азию. Сказывается ли
это особое положение каким-то
образом на городе, его внешнем
облике, людях?
– Конечно. В самой узкой части
пролива даже некогда
натягивалась цепь, чтобы
корабли не могли
беспрепятственно проходить с
одного моря в другое.
Европейская часть и Восточная
значительно отличаются друг
от друга. С Восточной части,
кстати, мусульмане начинают
совершать хадж, т. е.
паломничество в Мекку, к
главным святыням ислама. Я
осматривал и азиатскую, и
западную части. Они глухо не
разделяются. Каждые 15 минут
туда и обратно курсируют
паромы. Конечно, обе части
находятся под влиянием друг
друга. Поэтому европейская
часть не является полностью
европейской, а восточная –
целиком восточной. Это влияние
друг на друга создает особую
атмосферу, которая
распространяется на весь
город.
(Продолжение в
следующем номере.)
Беседу вела Надежда Тихонская.
Фото священника Вадима Маркин.
|