НА
ОСТРОВЕ ТРУДНИКОВ
(Окончание. Начало
в №15)
а
Секире – Секирной горе –
начинается новая страница в
истории острова – кровавая и
страшная в своей беспощадности.
С 1922 года на разоренный остров
– в Соловецкие Лагеря Особого
Назначения (СЛОН) – начинают
прибывать партии «врагов
народа» – офицеры белых армий,
«каэры» (заподозренные в
контрреволюции), уголовники,
провинившиеся чекисты.
Каторжники размещались на всех
четырех островах Соловецкого
архипелага – Соловках, Анзере,
Заячьем и Конде, но самым
страшным, смертельно опасным
была Секирка. На верху довольно
крутой горы, в окружении
пятисотлетних елей, немых
свидетелей массовых злодеяний,
в храме, превращенном в ледяной
карцер, находили смерть от
голода и стужи десятки тысяч
людей.
За первые годы существования
соловецких островов из 20-25
тысяч каторжного населения за
зиму умирало до 7-8 тысяч человек.
Хоронили в морозы редко, и вся
гора была усеяна телами
замученных жертв сталинского
террора против собственного
народа.
Тяжелое, гнетущее чувство не
оставляет нас долгое время: и
пока мы рассматриваем храм, и
пока спускаемся по Покаянной
лестнице, возведенной
специально в дни посещения
острова Святейшим Патриархом
Московским и Всея Руси Алексием
II, и во время поминальной
молитвы у Покаянного креста в
память жертв Секиры. Известное
выражение: «кровь невинно
убиенных вопиет ко Господу»
получает здесь новый смысл:
земля была пропитана кровью,
поэтому до сих пор здесь
дышится тяжело. И все это на
фоне такой выразительной
северной природы, по-своему
преданной человеку: повсюду
темная опушь могучих елей,
нежные папоротники,
шелковистые мхи, изобилие трав,
ягод, грибов. Добрый щебет птиц,
жужжание неугомонных цикад. Тем
резче контраст между Божьим
творением, правдой Божией, и
неправдой дел человеческих.
Только через несколько верст,
рядом с Зосимовым скитом, душа «возвращается
в себя». Кажется, лучшего места
для молитвенного уединения и
созерцания не найти. У озера, с
распустившимися у кромки
берега ясно-желтыми кувшинками,
нас ждет небольшое утешение: по
мощному стволу кедра бегает
смышленая белка, которая усеяла
все подножие дерева пустыми
кедровыми шишками и снует
неустанно вверх-вниз в своих
беличьих заботах. И вот эта
детская радость
соприкосновения с живой
природой чуть-чуть согревает
наши сердца.
Тихо кругом, солнечно, как в
детстве. Здесь трудники
восстанавливают храм Зосимова
скита, затем начнутся работы по
приведению в божеский вид дома
для насельников монастыря и
всех, кто хотел бы понести
посильное послушание для его
восстановления в
первоначальном виде.
Вспоминается наставление
чернецов: «Телесное тружение –
Господу служение, обители слава
и укрепление, бесам же блудным
поношение». Так поучали
богомольцев чернецы и сами
пример показывали.
Следующее место соловецкой
экскурсии – место необычное во
многих отношениях: и как чудо
природы, и как чудо стойкости
духа человека, неугасимой
лампады его души. Ботанический
сад – живое свидетельство
творческой природы человека,
созданного Творцом для
преображения окружающей
природы.
Когда в 20-е годы «прямые» и «заподозренные»
контрреволюционеры были
уничтожены, начался новый этап
террора: в 30-ые на Соловки
ссылали цвет русской нации –
духовенства, интеллигенции,
воинства, крестьян, рабочих.
Факты подтверждают: воля людей
к личному подвигу сломлена не
была.
По свидетельству пережившего
ужасы Соловков 30-х годов Б. Н.
Ширяева (автора замечательной
книги «Неугасимая лампада»), «духовенство
высоко держало крест,
офицерство хранило устои долга
и чести, юристы – стройное
представление о праве и
законности, артисты и художники
– стремление к свободе и
бескорыстному служению
искусству».
Что касается Ботанического
сада, здесь велись научные
изыскания в области зоологии,
селекции, садоводства. Русские
селекционеры смогли добиться
поразительной живучести совсем
не северных растений: бадана,
шиповника, плодовых деревьев,
кедра.
Розовый шиповник,
символизирующий образ Царицы
Небесной, по сей день украшает
склоны одного из холмов
Ботанического сада. А обычные
цветы кажутся здесь еще
наряднее.
Последняя остановка – святой
источник соловецких
первосвятителей. Вода с
оттенком увядающей хвои,
очевидно, с повышенным
содержанием железа, вкусная и
целебная.
Вечером телесные силы на исходе,
а душа наполнена впечатлениями
от увиденного и услышанного:
такое не забудешь.
Второй день пребывания на
Соловках посвящен знакомству с
самым отдаленным из островов
Анзером. На Анзер ссылали самых
стойких и непокорных в так
называемые «командировки», а
также больных будто бы для
поправки здоровья, в
размещенный на острове лазарет.
На деле, на Анзере погибли
тысячи невинных и лучших сынов
и дочерей России.
Может быть, только по молитвам
соловецких первосвятителей и
новомучеников ХХ века смогли
уцелеть немногие оставшиеся в
живых. Их свидетельства донесли
до нас правду о человеке, каким
он был на Соловках в последний
век уходящего тысячелетия.
В отличие от быстрого «Нерха»,
на Анзер мы добирались
неспешной «Лугой». Но таким
образом наш морской путь еще
долго сопровождали контуры
Соловецкого монастыря. «Бог
поругаем не бывает», и никакими
силами не одолеть венца Его
творения – человека.
Порушенные же стены и купола
возвести – дело времени, а не
вечности. Уже сейчас сияет
светом Божественной красоты
Соловецкая обитель. Верим, что
трудами братии станет она еще
благоустроеннее и краше.
Обмениваясь впечатлениями,
приходим к выводу, что на Анзере
особый воздух, чистый и свежий,
как родниковая вода. Такая же
вода в Святом озере, ее можно
пить. Напротив Святого озера на
холме – скит, утонувший в
полянах розового иван-чая.
Встречаем двух послушниц из
Москвы, занятых приготовлением
трапезы для братьев,
восстанавливающих скитский
храм и гостеприимный дом для
паломников и трудников.
Вообще, это самая характерная
примета Соловков начала XXI века
– повсюду восстанавливающиеся
храмы, часовни, святые
источники, непрекращающийся
труд в память почивших иноков и
во славу Божией обители.
Узнаем, что сегодня в скиту
остались без хлеба, делимся
своим. «Теперь я знаю, что самое
дорогое для человека из пищи –
хлеб», – говорит одна из сестер,
и нам кажется, что мы понимаем
правду ее слов, приобретенную
личным опытным духовным путем.
Все, что выстрадано, даже
небольшие истины, мы ценим из-за
нелегкого труда постижения
истины.
Послу купания в Святом озере и
трапезы приближаемся к главной
святыне Анзера – Голгофо-Распятскому
скиту. Скит древний,
построенный в самом начале XVIII
века, когда одному из
соловецких монахов, о. Иову,
было явление Пресвятой
Богородицы, повелевшей назвать
гору острова Голгофою, и
возвести на вершине храм во имя
Распятия Ее Божественного Сына.
Так за несколько веков Божия
Матерь указала скорбный путь
русского народа на северной
русской Голгофе.
Как и другие соловецкие скиты,
Голгофо-Распятский нуждается в
реставрации, которую уже
осуществляет братия монастыря
во главе с игуменом Евлогием.
Строгий, аскетического облика,
о. Евлогий служил панихиду,
когда мы наконец поднялись на
святую гору и вошли в храм.
Игумен рассказал немного об
истории обители, в том числе 20-х,
30-х годов XX века, пояснил, что
начатая в 1995 году инициатива
одной благочестивой жительницы
Санкт-Петербурга, научного
сотрудника экспедиции в Белом
море (по написанию покаянных
записок за весь род и их
захоронению у крестообразной
березки напротив алтаря храма)
ни церковного одобрения, ни
широкого распространения не
получила. О. Евлогий еще раз
подтвердил: необходимо личное
покаяние за грехи рода в
таинстве исповеди.
Но крестообразная березка
действительно поражает своей
символичностью, живым
олицетворением нерукотворного
Креста Господня.
Продолжается здесь тихий
подвиг монашества – в трудах,
нестяжании, молитве.
Оказывается, братия даже
зимовала первую зиму на Анзере,
куда, в отличие от Соловков, в
студеную пору не доберешься
даже самолетом.
К концу дня нас поджидало
первое и последнее «общее»
искушение: вместо Кирилловой
губы, где в назначенное время
нас ждала «Луга», мы вышли в
Канорскую. Грех многословия,
сомнения, неосознанного
непослушания, возникшая общая
неразбериха сделали свое дело:
под дождем, промокшие, озябшие,
мы вынуждены были проделать
двойной путь. Все же промыслом
Божиим все устроилось к лучшему:
в неожиданном молочно-густом
тумане капитан направил «Лугу»
к кемскому берегу, где на
монастырском подворье нас ждал
теплый кров. В этой связи
несколько советов паломникам
на Соловки: берите с собой в
дорогу резиновую обувь, теплый
головной убор, легкий
непромокаемый плащ, а из
духовных одежд – терпение и
послушание.
В памяти, как обычно, осталось
только хорошее, духовно ценное
и полезное: молитвенная теплота,
излучаемая от духовного
соприкосновения с угодниками
Божиими, опыт вразумления и
видения своего греха, радость
духовного утешения.
Святые старцы соловецкие
Зосимо, Савватие и Германе,
молите Бога о нас!
Надежда Костикова.
Фото Поповой Ольги.
|