Люди
старшего поколения, наверное,
помнят, что раньше мальчиков и
девочек в школах обучали отдельно.
Эта система, забытая современной
школой, с успехом развивается в
Щуровском храме. По словам
преподавателей, такой подход открыл
широкие горизонты в организации
учебного процесса. На уроках по
изобразительному искусству
мальчики рисуют св. Дмитрия
Донского, а девочки — его
благоверную супругу княгиню
Евдокию с сыном Васильком. На
занятиях по истории девочки изучают
общие сведения о русско-японской
войне, а мальчики, помимо прочего, —
нравственный кодекс русского воина.
Мальчишки
на вопрос, как лучше заниматься — с
девчонками или без них, отвечают: «Без
них лучше. Они все время руки тянут.
А вообще — и с девчонками неплохо».
«Смотри,
что происходит в твоем саду»
Воспитательный
процесс — явление очень сложное и
непредсказуемое. Воспитывает все —
вещи, системы, подходы, события. Но
прежде всего — люди. Поэтому,
естественно, от педагога в школе
зависит все. По словам завуча
Воскресной школы Леоновой К.К.,
сегодня здесь работают 25
преподавателей. В основном, это
учителя городских
общеобразовательных школ. Как и в
любой школе, в учебном процессе
Воскресной школы Троицкой церкви
немало проблем. Но есть и успехи.
Если
вы в первый раз возьмете в руки
работы кружка изобразительного
искусства, то вряд ли сразу сможете
определить, кто автор: взрослый
человек? подросток? На самом деле,
автору может быть всего 5 — 6 лет.
Занятия в кружке проводит
Заслуженный учитель России
Шафранская Ю. В. В основе уроков
английского языка для малышей,
которые проводит учитель с большим
стажем работы Панина Л. В., — сюжетно-ролевая
игра. В ходе таких занятий ребята и
знания получают, и удовольствие
тоже. Рогова Т. А. — преподаватель
Школы ремесел с 15-летним стажем
работы, лауреат региональных
выставок — обучает девочек
вышиванию. Все музыканты в школе —
выпускники музыкальных училищ,
некоторые даже с консерваторским
образованием. Экскурсовод Рябышева
Т. А. готовит достойную смену
коломенским краеведам.
Есть
среди педагогов и аспиранты, и
недавние выпускники вузов, и
студенты — еще совсем молодые люди.
Как идет работа у них? Какие
проблемы волнуют?
Саломанникова
Антонина, учитель 1-2 классов (дети 4-5
лет): «Дети
очень отзывчивы. Если к ним
относиться внимательно — они
ответят любовью. Быстро привыкают к
учителю, сверстникам, ждут друг
друга,
переживают. На службе после
Литургии часто просят: мне
просфорочку и другу. Любят, когда к
ним приходят старшеклассники,
спрашивают: когда будет новая
встреча?»
Архипочкина
О., Хохловская О., Тихонская Н.,
преподаватели старших классов:
«Чем больше доверяешь старшим, тем
большую они чувствуют
ответственность. Работать с ними
нелегко — они с трудом привыкают к
храму. К тому же, большей частью это
дети нецерковных родителей. Но,
несмотря на трудности, работать все-таки
интересно. Ведь это уже почти
взрослые, самостоятельные люди. Они
могут проявлять искренний интерес к
занятиям, богослужению. Интересно
наблюдать за ними в поездках — там
сразу видно, кто есть кто».
Когда-то
Тютчев сказал: «Нам не дано
предугадать, как слово наше
отзовется». Действительно, кто
знает, какие семена сможем посеять
мы в душах наших детей? Благие ли?
Нет ли?
Один
известный педагог называл
воспитателя садовником. А садовник
— это не собиратель, а выращиватель.
«Смотри же за тем, что происходит в
твоем саду, и действуй».
Насущная
потребность времени.
Более
ста пятидесяти лет назад никому не
известные студенты университета
имени святого князя Владимира
организовали первые воскресные
школы. Вскоре по всей Украине
возникло множество таких же школ,
которые в течение долгого времени
были настоящими очагами народного
просвещения. По словам основателя
этих школ Пирогова Н. И., «в этом была
насущная потребность времени».
И
мы, наверное, тоже должны понять, что
живая, действенная воскресная
церковная школа является сегодня
насущной необходимостью для нашей
Русской Православной Церкви.
Татьяна
Ртищева, рисунки Людмилы Мироновой,
фото
священника Вадима Маркина.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Конечно,
нас не могут не радовать успехи
нашей Воскресной школы. Но вместе с
тем, мы должны признать, что, как и в
любой другой школе, у нас еще очень
много проблем. Воспитанники школы
недостаточно активно участвуют в
жизни прихода, несовершенны учебные
программы, расписание занятий.
Но
в целом, жизнь нашей школы протекает
успешно, и на страницах газеты «Глаголъ»
мы постараемся знакомить читателей
с учителями и учениками нашей школы
и с теми проблемами, которые волнуют
нас.