– Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, о последнем настоятеле церкви свт. Николая в селе Дарищи отце Василии Вознесенском.
– Батюшка Василий остался в моей памяти как человек души Божией. Он на каждое чужое горе отзывался. Позови соседа – скажет, у меня свои дела. А батюшка тут же явится, обязательно поможет. Он часто приходил к нам. Хозяйство у нас было большое, а мама – вдова. Отец Василий придет, скажет: «Таня, что же ты на себе носишь корзинку? Я тебе сделаю саночки». Все сделает. И так у него здорово получалось. Крестил, венчал, отпевал – не спрашивал, есть ли чем заплатить. Не обращал на это внимания. Если у кого нечем помянуть, он говорил: «Не беспокойтесь». Очень все его любили. Сын у него был Анатолий и жена Анна Петровна, славная женщина. Жили возле церкви. Когда мы стали подрастать, нас батюшка стал призывать изучать ноты. Он ставил нас впереди и все объяснял. На клиросе пели мы, девчонки, женщина одна и еще староста церковный. Он и с Евангелием выходил. Анатолий сделал моему брату Поликарпу гитару – мы учились на гитаре играть. При церкви жили монашки Феоктиста и Надежда. С семьей нашей дружили. Матушка Феоктиста, если дров нужно привезти или еще что-нибудь, к маме обращалась: «Теть Тань, дай лошадь». Матушка Надежда сама вожжи направляла.
– Вы помните, как уводили отца Василия?
– Поликарп работал в сельсовете. Когда начали раскулачивать людей, он пришел и говорит: «Батюшку завтра заберут. Пришло распоряжение арестовать одного, другого (кто имел лавку свою). Старшину деревни угонят и священника». Это было в середине 20-х годов. Пришли к отцу Василию, сначала забрали все ценное. Батюшка все им выложил и еще говорил жене: «Ты забыла что-то принести. У нас еще есть обеденный серебряный прибор». Взяли его, простился он и уехал. Матушка к нам ходила, Анна Петровна. Она очень переживала. «Теть Тань, знаешь, как я загадала? Если у меня козочка принесет двух козляток, значит, Вася мой вернется». Но отец Василий не вернулся. И матушка жила в глубокой нищете. Кто мог, ей помогал. Так она умерла. Никакого знака от батюшки не было. И спросить не у кого – куда взяли? Другой, может быть, как-то спрятался. Ведь Поликарп пошел, сказал ему. А он: «Ничего, все, что Богом предназначено, все должно быть». Страшное время было. Поликарп потом ушел из деревни. Он не выдержал. Многих предупреждал, чтобы они хоть что-то спасали. Но все равно ведь людей забирали, сажали и расстреливали. Анатолий ушел на войну пехотинцем. Анна Петровна рассказывала, что он сначала все письма присылал. А потом его товарищ написал, что, когда наступали на Германию, они переплывали реку и Анатолий утонул. Последняя ее надежда была на сына, но и он погиб.
– Как складывалась судьба монахинь?
– Монашек выгнали, издевались над ними. Похоронены они в Дарищах. Потом, когда мы окончили с сестрой 4 класса, мама нас отправила в Коломну учиться. Я училась в 3 школе по улице Лазарева. Там рядом был собор Успения Пресвятой Богородицы и храм Воскресения. Как-то раз иду я с сестрой, вижу – старушка с клюшкой. Спрашиваю: «Бабушка, скажи, пожалуйста, где можно комнатку снять? Мы в школе учимся». А она говорит: «Пойдемте к нам. У меня есть комнатка». Я помню, на Пятницкой улице был первый этаж и полуподвальное помещение. Там жили монашки Максимила и Диора. И мы у них стали жить, пока свою учебу не закончили. Максимила была все время дома. Она стегала одеяла. А мать Диора ходила в магазин, готовила и ей помогала. Нас было 4 девочки. Матушки были уже старенькие, наверное, из коломенских монастырей. Каждую субботу Диора нас звала: «Пойдемте в церковь ко всенощной». Потом, когда у меня уже дети появились, я пошла поклониться этому храму. Он стоял в Водовозном переулке. Прихожу, а его нет. Подошла к женщине: «Где же храм?». А его разобрали и совсем смели отсюда. Диора и Максимила похоронены в Сандырях. Они не рассказывали, почему здесь оказались. А когда мы приехали в Пески, к моей старшей сестре Варе поселилась монахиня Надежда. Она была молодая, энергичная. Скажет Варе: «Идем за ландышами». Наберут, едут в Москву продавать. Хлеба купят. Матушка Надежда много рассказывала о монастырях. Говорила, что всех монахинь распустили. Пришли и сказали: «Благослови вас Господь, где можете, там и найдите себе пристанище». Я девчонка была, не спрашивала, из какого она монастыря. Придет, скажет: «Ты на ночь Богу молишься?» – «Молюсь». – «А перед обедом читаешь Отче наш?» – «Читаю, матушка». У кого родственники были, у кого – знакомые. А Надежда вот у Вари остановилась, и мы все вместе жили. Как она исчезла из нашего дома, не знаю. Но только она оставила Варе в подарок полотенце и простынь. И ушла.
– Расскажите о храме свт. Николая. Какой он был?
– Церковь была очень хорошая, большая: паперть, затем притвор, зимняя церковь с большим алтарем и за стеклянными дверьми – летняя, которая открывалась только к Пасхе. Убирались в ней прихожане, монашки. Топили дровами – крестьяне, у кого лошадь имелась, привозили. Весь храм был расписан. И под куполом тоже. Помню, на клиросе во всю стену очень красивая икона Пресвятой Богородицы была. Сейчас от нее только гвоздь остался. Когда входишь в летнее помещение – большая икона Христа Спасителя во весь рост. В колокола звонили матушки монахини. Слышно далеко было. На Пасху батюшка разрешал неделю и молодежи звонить. Служба была очень торжественная.
– Как разоряли церковь, помните?
– Помню. Разоряли наши, дарищенские. Один был душегуб. Его так и звали Федька-Жулик. Он забрался на колокольню, сбросил колокол, да в том же году и умер. А другой в церковь сено складывал для скота. Его спрашивали, зачем же ты это делаешь? Он не слушал, пока ребенок его полиомиелитом не заболел, а у жены ноги не отнялись. Третий костер развел – иконы наворовал, разбил их и поджег. И вот сын его как-то раз поехал лошадь отправлять в ночное. Она испугалась, а он одной ногой в стремени застрял. До такой степени она его растрепала – даже сердце у него выпало. Дочь его умерла. Вся семья разорилась. Некоторые иконы себе домой прихожане забрали. Надеялись, что если церковь откроют, то можно будет хоть что-то сохранить. Ведь как бы храм ни разоряли, а летнее помещение осталось. Да старых прихожан уже нет в живых, а может, не знают, с чего начать.
– Храм люди любили?
– А как же! В Великий пост обязательно муж с женой шли в церковь вдвоем, и детей с собой брали. Все говели. И перед Пасхой и перед Рождеством. Мама моя была очень верующая. Когда разрешала нам перед праздником поесть, а когда и до звезды не ели. В рождественский сочельник мать скажет: «Дочки, как только звездочка на небе зажжется, вы придите мне скажите». Раз Рождество – вдоль деревни, вдоль села идем Христа поздравить. Один раз мы с Васяткой приходим к дяде Мише, он такой строгий был. Поем: «Христос рождается, славите!». А Васятка маленький, половину не выговаривал: «Христос раждаеца ритите!». Дядя Миша слушал, слушал: «Я тебе дам такое «ритите»! Выучи – потом приходи!». Я его спрашиваю: «Что же ты так?» – «Любка, ты знаешь, я ведь выговаривал, но спешил в другой дом попасть, и у меня получалось «ритите». Перед Пасхой на Страстной неделе мать соберет творог, сметану. Скажет: «Отнеси горшок тете Поле»,– или другим, у кого коров нет, малоимущим. Возьмешь его, боишься упасть, разбить. У кого нет чего – нужно обязательно помочь. А в пост – кислые щи, грибы, картошка, масло не всегда. Семья у нас была большая: брат с женой, второй брат, жена, пятеро детей, мы с сестрой. Все жили вместе.
– А Пасху как встречали?
– На Пасху в храме собирались жители из пяти деревень: Климовки, Шелухино, Новой деревни, Качаброво и Дарищ. Все приходили, ставили куличи в церкви. После богослужения батюшка их освящал. На второй день с иконами шли в каждый двор служить пасхальный молебен. В конце ставили стол, накрывали скатертью, собирался весь народ, священник вел службу и окроплял всех святой водой.
– Почему вы переехали в Пески?
– В Пески мы переехали, потому что маму стали принуждать идти в колхоз. Как-то раз к нам явился один работник из райисполкома. А у нас на стене висел большой портрет царя. Так тот стал приказывать убрать его – это, мол, не надо, уберите, провокация. Мама тесто месила и со скалкой в руках говорит ему: «Знаешь что! Убирайся отсюда! Я не боюсь ни тюрьмы, никого!». Но потом стали в колхоз загонять – у нас лошадь была хорошая. И мы уехали в Пески в 32 году.
– У вашей сестры часто останавливались верующие люди?
– Да. К Варе приезжал один юродивый Михаил из Цемгиганта. Черный такой, высокого роста. Муж мой не разрешал дочкам крестики носить. Так я их на ночь под подушку девочкам клала. И вот один раз они бегут Михаилу навстречу, а он посмотрел и говорит: «Матушка, дети очень хорошие. Но крестики нужно надеть». В 12 часов ночи он выходил в сад и до рассвета на коленях молился Богу. Его называли юродивым, неполноценным как будто. Но он был вполне нормальным, только не общался с дерзкими людьми. Он выискивал себе людей, с кем мог бы разговаривать. Как он Варю нашел, не знаю. Она была нам всем и за мать и за подругу. Ее очень в деревне любили, «Варюшей» называли. Она никого не судила никогда.
Беседу вели
священник Сергий Миронов
и Татьяна Ртищева.
|