*

 

 

 

(37)
15 августа 2001 года
от Рождества Христова

 

Издаётся с 20 марта 2000 г.
по благословению
Митрополита
Крутицкого и Коломенского
Ювеналия

 

 

ПО ТРУДУ - И ОТДЫХ

В июле этого года в совхозе «Проводник» был организован лагерь для учеников Православной гимназии храма Пресвятой Троицы (Щурово). В течение смены ребята жили в сельской проводниковской школе. Рассказать о лагере мы попросили заслуженного учителя России Мельникову Татьяну Алексеевну, преподавателя этой гимназии.

 

 

 

 

— Татьяна Алексеевна, летний выездной лагерь для гимназии организовывается уже не первый год. Расскажите, какие ребята отдыхали в этом году. Не тяжело ли было начинать работу почти сразу после окончания учебного года?
— В лагере отдыхали ученики православной гимназии, их братья и сестры, дети работников храма. Все очень близкие, знакомые, любимые, с кем общались весь учебный год. Когда занятия закончились, я очень устала и думала: «О, еще лагерь!». Но прошло недельки две, соскучилась, и когда ребята приехали, все были в восторге, что встретились вновь. У нас нет серьезных проблем в отношениях, потому что дети уже хорошо адаптировались в коллективе. И, по-моему, нет группировок: вот с этим дружу, а с этим нет. Мы одна большая семья.
— А почему Вы выбрали именно Проводниковскую школу?
— Почему «Проводник»? Все очень просто: во-первых, я здесь живу; во-вторых, мне знакомы эти места. В-третьих, это наша родная школа, ведь классы нашей гимназии организованы именно на базе этой школы. Кроме того, школа находится в лесу: чистый воздух, птицы, красота, величественные ели. К нам приезжали экологи проверять санитарную зону и сказали, что наш совхоз самый чистый в Коломенском районе. Лес у нас здесь березовый и сосновый, много ягод, грибов. Ребятам очень нравится ходить в лес. Правда, они быстро устают, потому что происходит перенасыщение кислородом. В таком случае человек себя чувствует слишком расслабленным, и дети порой едва доходят до школы: кто хочет спать, кто кушать. Наш лес интересен еще и тем, что в нем зверей можно встретить. Уже ежика видели. В прошлом году за белкой наблюдали. Тут есть и лисы, и лоси. Тишина, птицы поют, нет транспорта. Около школы чистенько – дорожки заасфальтированы, есть где поиграть в спортивные игры, покататься на роликах, на велосипедах.
— Как ребята проводят время? Чем занимаются?
— Главная цель лагеря — чтобы ребята поправили свое здоровье. Поэтому в лагере строгий режим. Встаем рано, в половине восьмого. День начинаем с молитвы. В 8.30 — спортивные полчаса — бег. До обеда планируем большое мероприятие — например, поход в лес. Сегодня мы также готовились к выпуску стенгазеты. В рисунках ребята попытались рассказать о своей жизни в лагере, передать чувства, которые сейчас их наполняют. Кто-то скучает по храму — храм нарисовал. У кого-то на рисунке просто радость: цветы, птички, солнышко. Кто-то мечтает о воде — рисует речку, пруд. Некоторые нарисовали своих близких — как бы ни было хорошо, а по близким ребята все равно скучают. Конечно, вместе хорошо, но ближе родителей нет никого — это же самое дорогое, это дороже всяких развлечений.
После обеда обязательно тихий час. Маленькие ребята не понимают, что сон для них — лечение, отдых, успокоение нервной системы. Но проходит 10-15 минут и они все-таки засыпают и встают спокойные, удовлетворенные. Кто-то на велосипеде пошел кататься, кто-то на роликах. Маленькие любят в песочнице играть, храмы строить — очень интересно у них получается. Другие забираются в уголочек — читают. Кто чем занимается. И такое умиротворение, спокойствие! Постоянно читаем православную литературу. Книги в сельской библиотеке уже два раза поменяли. Смотрим православные фильмы и русские мультфильмы, которые воспитывают доброе отношение к людям: «Аленький цветочек», «Щелкунчик», «Маша и медведь» и другие.
Ездили в Московский зоопарк, катались на катере по Оке.

 

 
— Есть ли какие-то трудности, с которыми пришлось столкнуться в лагере?
— Главная проблема — трудно проводить водные процедуры. У нас нет ванной комнаты, а сейчас жара стоит, детям просто необходимо соблюдать правила личной гигиены. Детей над тазиками моем. До смешного доходит: ребята встают над тазиком и плюх туда, вода во все стороны летит. Сейчас идет пост, и хотелось бы сказать несколько слов о наших поварах. Хотя они и не адаптированы к постам, ведь в обычных школах это не соблюдается, они поняли наши трудности и согласились готовить для нас постную пищу. Конечно же, для них это трудно: придумать разные блюда; не только вкусно приготовить, но и как-то украсить. Ребята все съедают. Мы следим, чтобы они кушали. Думаю, что повара к нашим детям относятся с большой любовью.
– А с ребятами много проблем?
– Ребята... Хорошие у нас ребята. В округе замечают, что никто не обзывается, никто ни с кем не ругается,  никто не дерется. Если у меня спросить какие проблемы существуют в их воспитании, то я много недостатков смогу назвать у одного, у другого. Я знаю над чем мне нужно работать. А со стороны кажется, что дети у нас будто идеальные, что не может быть таких. Допустим, они зашли в столовую: никто никого не толкает, никто ни у кого не отбирает табуретки или что-нибудь еще. Они просто зашли, прочитали молитву, сели, стали кушать. А если посмотреть на детей в обычной школе, там возникает такое ощущение, что детей не накормят, если они не отвоюют себе место.
— Вы говорите, что ребята из Православной гимназии отличаются от других детей. Что, на ваш взгляд, способствует этому?
— Я думаю, что огромное значение имеет воспитание при храме — участие детей в богослужении, причастие, ежедневная молитва, общение с верующими людьми. Ведь человек ориентируется на тех людей, с которыми он общается. Естественно, наши дети отличаются от других детей. Отличаются они тем, что они верующие. Возможно, их душа светлее, чище. Они знают, что если ты делаешь зло, этот комок разрастается и потом превращается в лавину, которая может погубить человека. Мы с ними часто об этом говорим. Поэтому бывает, что кто-то сорвется и скажет какую-нибудь грубость, а другой ребенок ему на это не отвечает. Через некоторое время они опять играют вместе – зло не разрослось. А поначалу было не так. Вы знаете, когда ребята только пришли в гимназию, они могли стукнуть палкой, выкрутить руки, ударить в лицо. Есть, конечно, ребята очень сложные. Они знают основы Православия, но сами не могут управлять своим духовным состоянием, им приходится помогать. Они даже просят о помощи. Когда у них что-то не получается, они спрашивают: «А как мне быть в этой ситуации?» В начале этого не было, они не задавали таких вопросов, потому что не видели своих дурных поступков. Раньше было так — учитель требует, значит все делаем так. А сейчас ребята задают вопрос: «А почему надо так?». Очень много бывает непредсказуемых вопросов. Постепенно они приходят к пониманию того, как надо себя вести и для чего они живут на этом свете.
– Что для Вас значит класс, с которым Вы работаете?
– Класс — это такой организм. Когда все вместе — это полный организм, как только кого-то не хватает — организм уже другой совершенно. Класс — это как паутинка, когда за одну ниточку дернешь — все зашевелится.
– Мы знаем, что в гимназии проводятся особые уроки по воспитанию христианской нравственности. Расскажите об этих уроках.
– Уроками нравственности я занимаюсь уже давно, с тех пор, когда еще Православие было запрещено и в школах его преподавать было нельзя. А получилось так, что я спросила родителей ребят, которые у меня учились: «Чего вы хотите: чтобы я научила ваших детей грамоте или научила быть людьми? Что для вас важнее?» Они ответили: и то и другое. Я точно знаю, что ребенка, который не имеет никакой веры и не имеет никакой цели обучить нельзя. Просто нельзя. Его можно натаскать. У нас в гимназии урок нравственности всего один в неделю. Но бывает так, что мне приходится останавливать какой-то урок и давать минут 15 от урока нравственности. Я не пожалею математику или русский язык, если мне нужно по горячим следам показать детям, как относиться к событию, которое только что произошло. Ведь если человек имеет понятие о строении этого мира, о том, что существует Господь, о том, что он Его дитя, то главная его задача — научиться любить, помогать другим, а не просто решать примеры, писать диктанты. Поэтому уроки нравственности стоят на первом месте всегда. Хотя, конечно, мы очень много занимаемся общеобразовательными предметами.

Беседу вела Ирина Алябьева.
Фото Игоря Германа.

 

 

 

           

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой.

Hosted by uCoz