а
Соловки – самый северный и
отдаленный форпост
Православия – из наших краев
можно добираться двумя путями:
поездом или самолетом до
Архангельска, затем рейсом
местных авиалиний до Соловков.
Более распространен другой
вариант: поездом Москва-Мурманск
до станции Кемь, любым
наземным транспортом до
Рабочего поселка и далее
катером до святого острова.
Подобным наземно-морским
путем отправилась и наша
группа из 19 паломников в
путешествие, орга-низованное
паломнической службой «Глаголъ»
при Щуровском храме
ПресвятойТроицы.
Из истории многие из нас знали,
что преподобные Зосима,
Савватий и Герман еще в XVI веке
приплыли по полуночному морю
на безмолвный дотоле остров и
тяжкими трудами и
многолетними скорбями
основали первые монашеские
поселения.
Первыми человеческими словами
были: «Хвалите имя Господне
ныне и присно и во веки веков.
Аминь.»
Новгородские ушкуйники (от
старослав. «ушкуя» – ладья,
лодка) во время промыслов,
конечно, добирались сюда и
раньше. Но не в поисках ценного
пушного зверя или особо
вкусной рыбы направлялись
сюда святые подвижники: здесь,
буквально на краю земли, на
острове покоя и безмолвия, они
стремились к духовному
преображению. Главная святыня
Соловецкого монастыря – храм
во имя Преображения Господня
– потому и получил свое
светлое название.
Светлого преображения
столетия спустя, ищут здесь
современные верующие. Каждый
по мере своей веры.
На второй день пути, 24 июня, в
вагоне мы отслужили молебен
святой благоверной
равноапостольной княгине
Ольге, посеявшей семена
православной веры на Руси.
Четыре Ольги и две Елены (св. кн.
Ольга приняла в крещении имя
Елена) оказались именинницами.
Без осложнений (а искушение
будет, об этом позже) добрались
до подворья Соловецкого
монастыря, что находится в
Рабочем поселке на берегу
Белого моря в скромным
окружении деревянных домов с
выставленными перед ними
бочками и бочонками для
питьевой воды.
Приметы северной земли: зелень
свежая, как в Подмосковье в мае,
особенно на грядках перед
подворьем; цветов не много,
овощей и фруктов тем более;
свежий, но не сильный запах
моря. Храм только
восстанавливается, точнее
достраивается, но службы идут
давно. На подворье – иконы
преподобных основателей
Соловецкого монастыря, наборы
открыток, книги. Послушников
немного, молчаливы, сдержаны.
Поздней ночью на шустром «Нерхе»
уплываем по тихому Белому морю,
и через несколько часов
открывается вид на
великолепный в своей тонкой
гармонии Соловецкий монастырь.
Несмотря на многочисленные
островные сооружения и
строения, ничто не может
отвлечь взгляд от красоты
соловецкой святыни.
Не случайно великий внук
княгини Ольги святой
равноапостольный князь
Владимир одним из критериев
подлинности веры определил
красоту – в том числе внешнюю,
одухотворенную светом веры.
Возникает ощущение, что сама
Русь – древняя, неистовая в
трудах и молитве –
воплотилась в крепости
соловецкого кремля, глыбах-валунах,
что лежат в его основании, в
узорах маковок монастырских
церквей.
И особенный запах свежего моря
и хвойного леса дрожит в
воздухе, растворяясь в лучах
солнца, сгущаясь в вечерние
часы, окутывая остров в долгие
полярные дни и ночи.
Первый день на святом острове
посвящен богослужению и
многочасовой экскурсии на
печально знаменитую Секирную
гору, где прошли свою Голгофу
новомученики XX столетия; в
Зосимовский скит, в
Ботанический сад (было и есть
такое чудо), к святым
источникам.
На богослужении тихо. Тихо
проходят «часы», за ними по
заведенному монастырскому
уставу – молебен преподобным
Зосиме, Савватию и Герману, и
только затем Божественная
Литургия. Тихо, проникновенно
ведет службу священник из
монастырской братии.
Каждый приехал за своим
утешением и вразумлением и,
наверняка, по милости Божией,
получил их. Вот
сосредоточенные лица наших
паломников, вот подростки из
Петербурга, вот братия и
послушники – трудники, как все
называют их на острове.
Неожиданно в одном из
молящихся узнаем известного
русского актера Алексея
Петренко, человека глубоко
верующего. Говорят, он
приезжает на Соловки не
впервые.
Самые драгоценные минуты – в
конце молебна, когда
начинается поклонение святым
мощам преподобных Зосимы,
Савватия и Германа. Были и
такие в нашей группе, кто
сподобился Святого Причастия
– радость особая в
паломническом «подвиге».
Когда вскоре начинается
экскурсия, наши души,
насыщенные словом Господним,
особо восприимчивы к рассказу
гида – местной православной
женщины. В ее повествовании
пересекаются история древняя
и современная.
Факты таковы: остров Соловки
не велик, длиной 22 версты,
шириной 12 (однако четыре
версты на автобусе мы
преодолели за 45 минут – дороги
здесь грунтовые, петляющие
среди озер и холмов). Озер
на острове 365 – по числу дней в
году (по другим сведениям –
около 600). Чистые, прозрачные,
студеные, полны веселой речной
мелочи и рыбой посерьезнее –
лещами, щукой.
Святитель Филипп (Колычев) в
свое время приказал соединить
озера единою водной цепью
через систему водоканалов.
Монахи выполнили это тяжелое
послушание.
Вообще соловецкие монахи —
трудники в самом прямом смысле
слова, это их непосильным
трудом возведена неодолимая
волной Муксоломская дамба –
стена, защищающая монастырь от
моря.
Стены сложены из непомерных
глыб-валунов по указу
благочестивого государя
Феодора Иоанновича, радением
Бориса Годунова, царского
шурина и правителя.
Оказывается Петр I также
потрудился здесь во славу
обители: выточил на
голландском станке и сам
возложил резную сень над
местом архимандрита в
Преображенском Соборе,
которая и по сей день
находится в музее Собора. Он же
поставил каменный столб: «До
Амстердама-града – столько-то
верст, до Венеции – столько-то»
С годами цифры верст стерлись,
но начертания букв разобрать
можно.
Так и манил веками и царей, и
простецов, и черноризцев
святой остров, Богом
определенный для спасения,
покаяния и преображения души.
Рухнуло Московское царство,
нет его благоверных
правителей, но до сих пор идут
к далекому острову трудники со
всей русской земли.
(Продолжение в
следующем номере.)
Н.Костикова.
|