"Глаголъ" № 17 (39)

 
 

17 (39)
15 сентября 2001 года

Издаётся с 20 марта 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

 

 
 

КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Продолжение беседы со священником Вадимом Маркиным.
Начало в № 16.

– Есть ли, кроме храма Святой Софии, в Константинополе такие места, которые традиционно посещают паломники?
– Те несколько дней, которые я провел в Константинополе, были очень плотными, я осматривал город днем и ночью. Но у меня сложилось впечатление, что паломнические маршруты  совершенно не разработаны. Сведения приходилось буквально выкапывать из сравнения житий святых с сегодняшними географическими картами. Мне удалось побывать в древнем православном монастыре Хора, мечети Эйюб, Малой святой Софии, как ее еще называют (это бывший древний православный храм святых Сергия и Вакха), а также в храме святой Ирины, который до строительства храма Святой Софии считался главным храмом Константинополя. И нигде я не встречал молящихся паломников. В то же время туристов в Константинополь приезжает много. Это привело меня к мысли, что туда надо открывать паломнические маршруты. Там есть на что посмотреть. И хотя по духовному напряжению и объему Константинополь нельзя сравнивать с Иерусалимом, это все же Великий Град. Если знать и умело преподнести его историю, можно дать хорошие исторические и духовные уроки.
– Храм Пресвятой Троицы в Щурово построен в византийском стиле. Хотя реставрационные работы находятся еще только в начальной стадии, все-таки когда-нибудь настанет время и для отделки внутреннего помещения храма. Дала ли Вам поездка в Константинополь ценные идеи, вдохновила ли на какие-то планы?
– Не стоит относить внутреннюю отделку храма на слишком отдаленные перспективы. Надо уже сейчас решать эти вопросы. Первой целью моей поездки было непосредственное знакомство с византийской символикой, мозаикой, росписью. Еще несколько лет назад мы заказали журналы и видеофильм по мозаике и росписи Святой Софии, поскольку уже тогда загорелись идеей отделать наш храм по ее типу и по типу других православных святынь Константинополя. Теперь я увидел все воочию. Сегодня есть группа людей, которая приступила к эскизной работе по общему внутреннему виду храма. Пока мы не назначаем конкретных сроков. Постараемся работать от души, с любовью, не торопясь. Я думаю, что через год – два будут тронуты кистью отдельные места храма, начнутся эксперименты по выкладке смальты, мозаики. Мне кажется, работа пойдет быстро и успешно. Идея замечательная, а хорошие идеи тоже заразительны.
– Отец Вадим, расскажите о жителях Константинополя, какие они, что в них особенно удивляет?
– Каждый человек видит исходя из того, что в нем самом есть и чего недостает. Скажу, что меня особенно поразило. Мы здесь с амвона призываем ходить в целомудренной одежде, в длинных юбках, без разрезов. А там все женщины везде носят платки, длинные платья и юбки. Это факт, хотя кому-то он может нравиться, а кому-то нет. А факт – вещь упрямая. Мусульмане такие не потому, что ислам стоит выше христианства. Они многое имеют благодаря внимательному отношению государства к религии, не мнимому, а действительному их соединению. Идея двуглавого орла (а ведь это символ христианского государства) дает огромный результат, даже в мусульманской стране. Представьте, какой результат высокой христианской жизни мы имели бы, если бы государственная политика соединялась у нас с ценностями и нормами Православия.
    Глубокое, уважительное отношение государства к религии присутствует не только у турков. То же самое можно сказать об арабах и евреях. В Константинополе я увидел не только соответствие одежды норме, и дело вовсе не в ней. У кого-то мои слова могут вызвать даже улыбку: что, мол, если они надели на себя длинные юбки и платки, то стали внутренне лучше нас? Поражает не только закрытая одежда, а вообще полное отсутствие тонкого блуда – нет целлофановых пакетов и плакатов не то что с блудными сценами и обнаженными телами, но даже и просто со слащавыми лицами, или каким-то двусмысленным содержанием. Это невозможно увидеть нигде. Телевидение подключено ко всем мировым каналам. Можно смотреть десятки программ. Но эротические каналы полностью перекрываются. А когда на государственном уровне глушатся эротические каналы – это уже позиция страны. Конечно, не может не удивлять, что на таком крупном государственном уровне серьезно заботятся о целомудрии людей, о том, чтобы они не заражались душевно и телесно. Обычная картинка, которую приходится наблюдать – гуляющее семейство: муж, жена, дети. Возьмем хотя бы нашу Коломну: нельзя сказать, что для нее такая картинка является типичной. И еще один факт напоследок. За все время моего пребывания в Константинополе я не увидел ни одного пьяного человека. Я думаю, этот факт должен впечатлить наших читателей.
– Какое отношение в Константинополе к русским и православным?
– Это два разных вопроса – отношение к русским и отношение к православным. Общеизвестно, что экономика Турции зиждется на торговле с Россией. Разумеется, это гипербола, но, тем не менее, в ней есть большая доля правды. К русским (в основном к так называемым «челнокам») в Турции привыкли. Целые турецкие кварталы говорят по-русски. Были случаи, когда я пытался объяснить туркам что-то на английском, и они, догадавшись, что я русский, тут же переходили на наш язык. Причем их русский оказывался значительно лучше моего английского. То есть в целом отношение к русским хорошее.
На вопрос об отношении к православным ответить сложно. Я не ходил в священническом облачении. Мне дали совет этого не делать. Приходилось считаться с тем, что я нахожусь в мусульманской стране, где одежда православного священника могла быть воспринята как вызов. Но когда в частных разговорах в такси, в мечете или где-то еще выяснялось, что я русский священник, это вызывало большой интерес и, по-моему, уважение. В одной из мечетей, узнав, что я священник из России, мне подарили Коран на русском языке и небольшую коллекцию фотографий. Кстати, до захвата Константинополя, это был бывший храм преподобных Сергия и Вакха. В честь одного из этих святых преподобный Сергий Радонежский принял имя в постриге. Возвращаясь к вопросу, скажу, что отношение ко мне было добрым и открытым. Ничего злобного к себе как к русскому и как к православному я не наблюдал.

Беседу вела  Надежда Тихонская.
Фото священника Вадима Маркина.

 

 
 


Мозаика в храме Святой Софии.

 


В храма Святой Софии.

 


Мечеть. Реставрация актуальна для всех.

 


На улицах Константинополя.

 


Турецкий мальчик.

 


Студентки.
Платок носят все замужние женщины.

 


Продавец воздушных шаров.

 


Продавец лепёшек.

 


Молитва у гробницы завоевателя
Константинополя Мехмеда II.

 


На ступенях храма
можно покормить голубей.

 

 

       
"Глаголъ" № 17 (39)

Web-дизайн и вёрстка Игоря Германа и Алёны Коробовой .

Hosted by uCoz