Продолжение
беседы со священником Вадимом
Маркиным.
Начало в № 16.
– Есть
ли, кроме храма Святой Софии, в
Константинополе такие места,
которые традиционно посещают
паломники?
– Те несколько дней, которые я
провел в Константинополе, были
очень плотными, я осматривал
город днем и ночью. Но у меня
сложилось впечатление, что
паломнические маршруты
совершенно не разработаны.
Сведения приходилось буквально
выкапывать из сравнения житий
святых с сегодняшними
географическими картами. Мне
удалось побывать в древнем
православном монастыре Хора,
мечети Эйюб, Малой святой Софии,
как ее еще называют (это бывший
древний православный храм
святых Сергия и Вакха), а также в
храме святой Ирины, который до
строительства храма Святой
Софии считался главным храмом
Константинополя. И нигде я не
встречал молящихся паломников.
В то же время туристов в
Константинополь приезжает
много. Это привело меня к мысли,
что туда надо открывать
паломнические маршруты. Там
есть на что посмотреть. И хотя
по духовному напряжению и
объему Константинополь нельзя
сравнивать с Иерусалимом, это
все же Великий Град. Если знать
и умело преподнести его историю,
можно дать хорошие
исторические и духовные уроки.
– Храм
Пресвятой Троицы в Щурово
построен в византийском стиле.
Хотя реставрационные работы
находятся еще только в
начальной стадии, все-таки
когда-нибудь настанет время и
для отделки внутреннего
помещения храма. Дала ли Вам
поездка в Константинополь
ценные идеи, вдохновила ли на
какие-то планы?
– Не стоит относить внутреннюю
отделку храма на слишком
отдаленные перспективы. Надо
уже сейчас решать эти вопросы.
Первой целью моей поездки было
непосредственное знакомство с
византийской символикой,
мозаикой, росписью. Еще
несколько лет назад мы заказали
журналы и видеофильм по мозаике
и росписи Святой Софии,
поскольку уже тогда загорелись
идеей отделать наш храм по ее
типу и по типу других
православных святынь
Константинополя. Теперь я
увидел все воочию. Сегодня есть
группа людей, которая
приступила к эскизной работе по
общему внутреннему виду храма.
Пока мы не назначаем конкретных
сроков. Постараемся работать от
души, с любовью, не торопясь. Я
думаю, что через год – два будут
тронуты кистью отдельные места
храма, начнутся эксперименты по
выкладке смальты, мозаики. Мне
кажется, работа пойдет быстро и
успешно. Идея замечательная, а
хорошие идеи тоже заразительны.
– Отец Вадим,
расскажите о жителях
Константинополя, какие они, что
в них особенно удивляет?
– Каждый человек видит исходя
из того, что в нем самом есть и
чего недостает. Скажу, что меня
особенно поразило. Мы здесь с
амвона призываем ходить в
целомудренной одежде, в длинных
юбках, без разрезов. А там все
женщины везде носят платки,
длинные платья и юбки. Это факт,
хотя кому-то он может нравиться,
а кому-то нет. А факт – вещь
упрямая. Мусульмане такие не
потому, что ислам стоит выше
христианства. Они многое имеют
благодаря внимательному
отношению государства к
религии, не мнимому, а
действительному их соединению.
Идея двуглавого орла (а ведь это
символ христианского
государства) дает огромный
результат, даже в мусульманской
стране. Представьте, какой
результат высокой христианской
жизни мы имели бы, если бы
государственная политика
соединялась у нас с ценностями
и нормами Православия.
Глубокое,
уважительное отношение
государства к религии
присутствует не только у турков.
То же самое можно сказать об
арабах и евреях. В
Константинополе я увидел не
только соответствие одежды
норме, и дело вовсе не в ней. У
кого-то мои слова могут вызвать
даже улыбку: что, мол, если они
надели на себя длинные юбки и
платки, то стали внутренне
лучше нас? Поражает не только
закрытая одежда, а вообще
полное отсутствие тонкого
блуда – нет целлофановых
пакетов и плакатов не то что с
блудными сценами и обнаженными
телами, но даже и просто со
слащавыми лицами, или каким-то
двусмысленным содержанием. Это
невозможно увидеть нигде.
Телевидение подключено ко всем
мировым каналам. Можно смотреть
десятки программ. Но
эротические каналы полностью
перекрываются. А когда на
государственном уровне
глушатся эротические каналы –
это уже позиция страны. Конечно,
не может не удивлять, что на
таком крупном государственном
уровне серьезно заботятся о
целомудрии людей, о том, чтобы
они не заражались душевно и
телесно. Обычная картинка,
которую приходится наблюдать –
гуляющее семейство: муж, жена,
дети. Возьмем хотя бы нашу
Коломну: нельзя сказать, что для
нее такая картинка является
типичной. И еще один факт
напоследок. За все время моего
пребывания в Константинополе я
не увидел ни одного пьяного
человека. Я думаю, этот факт
должен впечатлить наших
читателей.
– Какое
отношение в Константинополе к
русским и православным?
– Это два разных вопроса –
отношение к русским и отношение
к православным. Общеизвестно,
что экономика Турции зиждется
на торговле с Россией.
Разумеется, это гипербола, но,
тем не менее, в ней есть большая
доля правды. К русским (в
основном к так называемым «челнокам»)
в Турции привыкли. Целые
турецкие кварталы говорят по-русски.
Были случаи, когда я пытался
объяснить туркам что-то на
английском, и они, догадавшись,
что я русский, тут же переходили
на наш язык. Причем их русский
оказывался значительно лучше
моего английского. То есть в
целом отношение к русским
хорошее.
На вопрос об отношении к
православным ответить сложно. Я
не ходил в священническом
облачении. Мне дали совет этого
не делать. Приходилось
считаться с тем, что я нахожусь
в мусульманской стране, где
одежда православного
священника могла быть
воспринята как вызов. Но когда в
частных разговорах в такси, в
мечете или где-то еще
выяснялось, что я русский
священник, это вызывало большой
интерес и, по-моему, уважение. В
одной из мечетей, узнав, что я
священник из России, мне
подарили Коран на русском языке
и небольшую коллекцию
фотографий. Кстати, до захвата
Константинополя, это был бывший
храм преподобных Сергия и Вакха.
В честь одного из этих святых
преподобный Сергий Радонежский
принял имя в постриге.
Возвращаясь к вопросу, скажу,
что отношение ко мне было
добрым и открытым. Ничего
злобного к себе как к русскому и
как к православному я не
наблюдал.
Беседу вела
Надежда Тихонская.
Фото священника Вадима Маркина.
|