осифу
Муньосу не удалось побывать в
России, хотя он мечтал об этом. Он
уповал на то, что икона приведет
его на Русскую землю, но этого не
случилось. При жизни ему побывать в
России не было суждено. А после
того как Господь взял его к Себе, он
побывал в ней, и это наглядно
показано в фильме, который можно
было бы назвать и так: «Брат Иосиф
посещает Россию». Просветив и
исцелив своей иконой тысячи людей
на Западе, он принес благую весть и
русскому народу — на этот раз с
экрана. Эта весть заключается в
следующем: не отчаивайтесь.
Небесная Отчизна ждет вас, вы
просто отгородились от нее своей
искусственной техногенной
цивилизацией. Милая отчизна, о
которой тоскует ваша душа,
существует бок о бок с вами и ждет
вас, увлекшихся поисками ложных
сокровищ. Она реальна, эта Отчизна,
и ее отблески и проекции есть и на
земле. Через них-то брат Иосиф и шел
в Россию, и последним этапом этого
пути, на котором он побывал еще в
теле, был греческий православный
монастырь на острове Андрос, о
котором он сказал: это рай на земле.
Вернувшись с Андроса в Афины, брат
Иосиф был замучен сатанистами, для
которых святость невыносима.
Сначала он невидимо посетил Оптину
Пустынь — тоже рай на земле, — и
тамошние монахи ощутили это
настолько отчетливо, что даже
заказали живописцам его икону,
которая сразу же замироточила.
Похоже, Муньос ждал этого свидания,
ибо незадолго до смерти принял
тайный постриг с именем Амвросий в
честь знаменитого оптинского
старца XIX века. И уже во время
съемок фильма, весной
двухтысячного года, он явился
духом в Красном селе в Москве: во
время разговора о нем, когда один
из собеседников, держа фотоснимок
с его иконы в руке, произнес слова:
«Я глубоко убежден, что Иосиф
Муньос сейчас нас слышит», миро
буквально потоками потекло по
фотографии…
Посмотрев этот фильм,
задумываешься о проблеме «религия
и кинематограф»; о том, совместимы
ли эти понятия, и если да, то каким
должно быть православное кино. По
этому поводу вспоминается ответ
Льва Толстого на вопрос, как надо
писать для детей: «Как для взрослых,
только лучше». Фильм о Боге и о
потустороннем мире должен
использовать те же художественные
средства, которые употребляются в
фильмах об этом мире, но применять
их с большим вкусом и
тщательностью. Когда-то светская
культура отпочковалась от
церковной и, развиваясь в
автономном режиме, достигла
больших высот в совершенствовании
формы, а церковная культура в
период безбожия не была
востребована и пришла в упадок.
Теперь ей настало время поучиться
кое-чему у своей дочери. Думается,
лента «Брат Иосиф» служит хорошим
примером, как надо это делать.
Кассету
можно приобрести в Москве (магазин
храма Всех Святых, в пяти минутах
ходьбы от метро «Красносельская», и
в лавке Сретенского монастыря:
Большая Лубянка, дом 19).
Виктор Тростников, сайт «Православие». |