12
января (25 января по новому стилю)
Православная Церковь празднует
память святой мученицы Татианы.
Она жила в начале третьего века в
семье почетного гражданина Рима.
Ее отец был тайным христианином и
научил вере свою дочь. Достигнув
совершеннолетия (25 лет), Татиана
стала диаконисой. Диаконисы
назначались преимущественно из
дев, позднее избирались и из вдов,
но после тщательного испытания. В
их обязанности входило
приготовлять женщин ко крещению,
посещать больных и бедных. Когда в
Риме начались гонения, Татиана
была замучена и погибла вместе с
отцом. Святая церковь причислила
их к лику мучеников.
День памяти Татианы именуется в
народе как Татьянин день. В
середине восемнадцатого столетия,
когда в Москве был основан
государственный университет, в
России появилась традиция
почитать мученицу Татиану
покровительницей учащихся. Граф
Шувалов избрал датой основания
университета 25 января в память о
своей матери Татьяне. Потом так
исторически сложилось, что
Татьянин день стал праздником всех
учащихся. Несмотря на то, что это не
было государственным или
церковным установлением, до
революции почитание святой
мученицы было очень
распространено. И был даже дан
приказ московским
градоначальникам не задерживать
студентов, нарушающих порядок 25
января. После октябрьского
переворота традиция была утерена,
но в наше время возрождается. В
Московском государственном
университете вновь действует храм
мученицы Татианы, куда часто
заходят помолиться студенты. В
Новоиерусалимском монастыре
находится частица мощей святой. У
царя Алексея Михайловича
Тишайшего, при котором началось
строительство этого монастыря,
была благочестивая сестра Татьяна
Михайловна. В 1649 году в монастырь
приезжал Иерусалимский Патриарх
Паисий. Зная об особом благочестии
Татьяны Михайловны, он привез ей в
подарок небольшой ковчежец, внутри
которого лежала длань правой руки
святой мученицы Татианы. После
революции эту реликвию изъяли,
поскольку ковчежец был серебряный.
Но недавно она была обнаружена в
фонде музея и возвращена верующим.
Небольшая частичка мощей Татианы
есть в Богоявленской церкви города
Коломны.
Ртищева
Татьяна.
|
На
вопросы рубрики отвечает
священник Вадим Маркин, настоятель
церкви Пресвятой Троицы в Щурово.
– Во время молитвы в храме мы зажигаем свечи перед иконами. Иногда, если по какой-либо причине прийти в церковь не можем, то просим друзей «поставить за нас свечку». Что значит это действие? Зачем нужно зажигать свечи в храме?
– Вся храмовая жизнь пропитана символикой. Этих символов много, но большинство из нас, к сожалению, не знает их значения, истории. Поэтому возникает одна из ошибок протестантского мира, точнее, протестантского отношения к жизни. Она состоит в том, что, не понимая сути христианских символов, люди стремятся сбросить с себя эти «оковы», как говорят протестанты, и быть простыми перед Богом. Быть искренним перед Богом – это обязанность каждого из нас, но традиции – это не «наслоение», не «накипь». Традиция – это материализованная форма боговосприятия, встречи с Богом, это сублимация смысла. Ее нужно не отбрасывать, как мешающую нам быть искренними перед Богом, а стремиться осознать, впитать, понять ее корни. В византийской культуре таких традиций очень много. Свеча – это наша жертва. Ставя свечу, мы платим за нее деньги. Но что такое деньги? Деньги – это условное выражение нашего труда. Таким образом, мы часть своего труда посвящаем Богу. Свеча, горящая перед иконой Божией, – наша жертва в материальном смысле. Кроме того, свеча – это образ человека пред лицом Божиим: простая, прямая, горящая, не тлеющая, не холодная (как сказано в Апокалипсисе, «лучше бы вы были холодны, нежели теплы»). Мы должны быть перед Богом горящей свечой. Горение – это символ христианской жизни. Святые отцы часто прибегают к символике свечи. Например, свеча – восковая, ей положено быть такой. Воск – результат труда пчел. Как пчела летает с цветка на цветок, собирает нектар, также человек должен собирать духовные плоды в своей жизни: учиться лучшему у лучших и отвергаться худшего от худших.
– Почему ставят свечи по умершим и живым в разных местах храма?
– Любая свеча ставится перед Богом. Но в храме, кроме икон Спасителя, размещены иконы святых угодников Божиих, стоящих у престола Его, – людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и победили грех. Это наши ходатаи, защитники. У человека могут быть какие-то особые, личные отношения с тем или иным святым. Если одного из нас зовут Серафим, а другого – Сергей, то понятно, что у Серафима будет особое чувство к преподобному Серафиму Саровскому, в память о котором он назван, а у Сергея – к преподобному Сергию Радонежскому. Может быть, какие-то другие моменты в нашей жизни связаны с тем или иным святым. Поэтому мы просим его заступничества перед Богом и ставим свечку перед его иконой. О живых можно ставить в любом месте храма, кроме канона, т. е. панихидного стола (это такой стол, где много свечей, обычно он стоит в левой части храма). Прежде всего, здесь ставят свечи об умерших, но можно ставить и в любом другом месте храма.
Подготовила Татьяна Ртищева.
|