НЕИЗВЕСТНАЯ
АМЕРИКА: ХРИСТИАНЕ В ТЕХАСЕ
|
Можно ли назвать американцев сегодня верующими людьми? Каких святых они почитают? Принимают ли участие в жизни общества? Об этом материал нашего корреспондента в Техасе Александра Эпельфельда. |
Жители Техаса очень религиозные люди. У них это переходит из поколения в поколение вместе с семейной Библией. Церквей много, чуть ли не на каждом шагу. И китайские, и корейские, и синагоги, и мечети, но подавляющее большинство, конечно, это протестантские церкви.
Представления о церкви как храма у протестантов и православных – разные. Протестантская церковь напоминает клуб по интересам. Здание само по себе может быть и величественным. В Далласе одно из них – копия Кремлевского дворца съездов, разве что немного поменьше. Но храм может быть и армейским складским помещением. Большой разницы в общении между прихожанами разных церквей нет.
В одно из минувших воскресений в церкви города Вейко (недалеко от Далласа и совсем рядом с ранчо президента Буша) встречали двух девушек, которых талибаны хотели судить в Афганистане за проповедование христианства. Собралось более 3 тысяч человек. Радовались, пели песни, во время проповеди хлопали неоднократно.
Мы живем за городом недавно. Как только в наших местах появилось достаточно домов, сразу же стали закладывать полицейский участок, пожарную часть и – церковь. А временно приспособили под церковь что-то типа строительного вагончика, только намного больше. Вот полицейский участок и пожарная часть уже давно построены, а церковь как-то медленно поднимается. Мой сосед ездит куда-то молиться не в воскресенье, а в субботу вечером. Но я не видел, в принципе, чтобы кто-то молился в определенное время, как мусульмане, скажем. Это очень личное. Захотел помолиться – закрылся в комнате отдыха на работе, например, и молись.
Прихожане ходят волонтерами в больницы, школы, собирают одежду для бедных, летом покупают кондиционеры пожилым, которые живут в старых домах, где эти агрегаты не были встроены. Раз в месяц на центральную дверь частных домов они вешают мешок для не новых, но приличных вещей. Допустим, у нас дети выросли, поносили свитер два-три раза, и он уже маленький, но практически новый. Продавать его не пойдешь. А куда деть? Вот в эти мешки мы такие вещи и собираем. Потом церковная машина все забирает, а за это нам присылают разные церковные календари, наклейки на конверты и т. д. Благотворительность – одна из главных особенностей церковной жизни прихожан протестантских церквей Техаса.
Александр Эпельфельд.
США, Техас.
|
ДОРОГИ
ПИЛИГРИМА
«Пилигрим» (в переводе с древнегерманского «странник», «поклонник святых мест») – театр необычный. Никого из зрителей не оставляет равнодушным особая атмосфера его представлений. Потому что самое главное и, наверное, дорогое в этом театре то, что он православный. Такое сочетание нам почти не знакомо. Как же совмещает эта маленькая сцена два таких разных мира: театр и Православие?
Театр – светское искусство. Однако одна из основных его функций – это просвещение. Многие спектакли «Пилигрима» напрямую связаны с Православием: «Необойденный дом», «Дары Артабана», «Преступление и наказание». Актеры поют в церковном хоре, на основе Воскресной школы церкви Богоявления создали детский театр. По словам режиссера театра Олега Гаврилина, вся их жизнь, так или иначе, связана с храмом.
11 января, на святочной неделе, камерный театр «Пилигрим» побывал в гостях у прихожан церкви Пресвятой Троицы (Щурово) с вертепным спектаклем «Царь Ирод». Такие Рождественские встречи уже стали традицией не только для храма Пресвятой Троицы, но и для всего города. По словам актрисы театра Елена Пичугиной, в течение всего месяца «пилигримы» планировали показывать представления в разных школах города, приходах, намечалась также поездка в Москву и в Тверскую область.
Вертепные (кукольные) представления существуют в народе с незапамятных времен. Когда-то по Руси ходили благочестивые христиане, которые под праздник Рождества Христова доставали из заветных уголков особые ящички с разными сокровищами. У кого-то они были деревянные, у кого-то тряпичные, а у кого-то бумажные. Сокровищами этими были маленькие куколки. С ними на святки люди ходили по домам и показывали вертеп – представление о Рождестве Христовом. И все очень ждали вертепников, потому что их приход приносил в дома весть о рождении Младенца Иисуса Христа, а вместе с нею радость и любовь.
Первое вертепное представление актеры подготовили вместе со студийцами 9 лет назад, в 1993 году. Выучили колядки, сделали звезду и пошли с куклами по домам. Кто пускал непрошеных гостей, а кто и нет. Бывало, что дверь не открывали, собаками пугали. Сначала представления были совсем простые, с бумажными куколками. Сегодня в спектакле – старинные музыкальные инструменты, красивые герои и декорации.
Татьяна Ртищева.
|
|