Православная педагогика
С 29 января в рамках Десятых Рождественских чтений началась работа по направлениям. Преподаватели Воскресной школы церкви Пресвятой Троицы участвовали в заседаниях нескольких секций.
Филологическое направление «Слово как основа жизни» было представлено секциями «Русский язык и культура», «Русская литература», «Церковно-славянский язык и школа», «Классические языки в системе духовного и светского образования».
Секция «Русская литература» проводилась в виде конференции, на которой звучали доклады разнообразной тематики. Все они заключали в себе мысль о необходимости изучать русскую литературу с точки зрения православного миропонимания, потому что наша культура в истоках своих православная и остается таковой даже в светские периоды развития.
Если ученики будут видеть связь литературы со своей жизнью, она станет для них нужным и интересным предметом. |
Особенно четко эта мысль была обозначена в докладе
М.М. Дунаева, преподавателя Московской Духовной Академии, автора известного шеститомного издания
«Православие и русская литература». В докладе речь шла о том, как нужно преподавать русскую литературу в школе, чтобы она пробуждала душу, углубляла самопознание. Докладчик представил очень простую методику, основанную на главных вопросах русской литературы и русской философии – о смысле жизни, о Боге, о правде-истине и правде-справедливости, о тайниках души человека, об исторической роли России. М.М. Дунаев предлагает на материале любого произведения решать вопрос о цели жизни, показывать школьникам, что проблемы, поставленные русскими классиками, – это проблемы и современной действительности. Если ученики будут видеть связь литературы со своей жизнью, она станет для них нужным и интересным предметом. Свои мысли М.М. Дунаев подтвердил на примере (кстати, предложенном из зала) анализа лермонтовского романа
«Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, – тип человека, для которого целью жизни является наслаждение. Его жизненная программа – «насыщенная гордость» (корень зла всех зол на земле), «любовь для себя» (вспомним определение любви апостола Павла: «любовь «не ищет своего»). Его дневник – это антиисповедь, тонкое, верное, видение своих грехов, но без осознания их как греха. К чему это ведет? К нравственным преступлениям, унынию, принятию языческой идеи рока, обессмысливающей жизнь. В финале романа, в описании
Максима Максимыча, перед нами предстает «живой труп»: человек, отвергший Бога, человек с мертвым взглядом. Нельзя не согласиться, что Печорин – это современный тип, «герой нашего времени».
Литература может стать
начальной ступенью пути юного
человека к Богу. |
Литература – главный «воспитывающий» предмет в школе. Художественные произведения – это концентрат, синтез того, что есть на самом деле, потому и некоторые персонажи кажутся нам более реальными, чем окружающие живые люди. Литература дает нам ценный опыт в труде нашего самопознания. Школьникам не хватает еще достаточного жизненного опыта. И сегодня литература может стать начальной ступенью пути юного человека к Богу. В этом значимость подхода, предложенного М.М. Дунаевым.
Доклад И.А. Есаулова, проректора Академии славянской письменности и культуры, «Категория пасхальности в русской литературе» был исследовательским, открыл некоторые интересные факты и также вызвал оживленный отклик среди слушателей.
Воскресение Христово не только главный праздник русских христиан. Он имеет и в культурном плане особое значение. Наша православная культура содержит в себе пасхальный вектор, так как основывается на сотериологии, то есть на идее спасения. Земная жизнь воспринимается православными как временное, преходящее, как подготовка к Жизни Вечной. Акцент делается на Царствии Небесном. Западному же миру ближе Рождество. Западная культура – «рождественская», потому, что там акцент делается на устроение земного бытия. Отсюда и выбор Рождества – самого главного события Священной истории, происшедшего на земле.
Русская литература вырастает, держится на пасхальном мотиве и категории соборности. Начинается она
«Словом о Законе и Благодати», произнесенном
митрополитом Илларионом либо перед пасхальной утреней, либо в понедельник Светлой седмицы. В «Евгении Онегине» объяснение Онегина и Татьяны происходит весной, на страстной неделе (неслучайно в доме пустынно: все ушли в храм на службу и сама Татьяна должна готовиться к исповеди и Причастию). В основе замысла
«Мертвых душ» лежит идея воскресения – воскресшие души
Чичикова и других «мертвых душ» поэмы и воскресение России. Финальное прозрение Раскольникова приурочено к Пасхе.
«Братья Карамазовы» завершаются пасхальным ликованием и смертью мальчика Илюши. Иудушка, главный герой «Господ Головлевых», преступивший все заповеди, раскаивается и умирает в Великую Пятницу, перед Пасхой. Роман
«Доктор Живаго» заканчивается строками о Воскресении и будущей жизни. Доклад завершает важный вывод. Категория пасхальности – это то, благодаря чему все-таки сохраняется единство русской литературы после разрыва в XVII веке, ее объединяющий стержень.
Наша православная культура содержит в себе пасхальный вектор, так как основывается на на идее спасения. |
Секция «Церковнославянский язык» имела чисто практическую направленность. На нее собрались авторы современных учебников, преподаватели гимназий, православных вузов и семинарий для того, чтобы обменяться опытом, узнать о каких-то неизвестных методиках, заданиях, выходе новых учебных пособий и так далее. Протоиерей
Артемий Владимиров, филолог по образованию, преподаватель церковнославянского языка говорил об основных принципах преподавания церковнославянского языка детям. Главное требование к учителю Воскресной школы, Православной гимназии – пробудить любовь к церковнославянскому языку, умело сочетать творчество и изучение морфологии, синтаксиса, лексики и фонетики. Какими путями? Ввести детей в стихию церковнославянской речи, сделать ее родной, живой через осознание участия в богослужении, церковном пении, разучивание и разбор отрывков из сочинений
свт. Димитрия Ростовского и свт. Иннокентия Херсонского (это образцы замечательного сплава церковнославянского и русского языков). Научить осмысленно, четко, раздельно читать. Такое чтение открывает красоту, силу духа, заложенную в словах. Кроме того, это ведь таинственное общение в духе, когда души молящихся входят в резонанс с душой читающего. Оно учит внимательной молитве, прививает любовь к ней. Вместе с детьми размышлять при переводе текстов, анализе этимологии церковно-славянских слов. Пробовать изображать с детьми в рисунках те или иные стихи Псалтири, стараться увлекать объяснением
грамматического материала, давая
его выжимку.
Надежда Тихонская.
|