3

Глаголъ 

№ 3 (49)                                                                                                                                                               


ДОЧЬ САМУРАЯ — ЯПОНСКАЯ ИКОНОПИСИЦА

Ирина Ямасита.

Иконописное убранство сорока православных храмов Японии можно разделить на две основные части: образы, привезенные из различных мастерских России, и иконы практически единственной японской художницы-иконописцы – Рин (в крещении Ириной) Ямаситой. С ее именем обычно и ассоциируется японская иконопись. 
Рин Ямасита родилась в 1857 году в небогатой самурайской семье. Она рано почувствовала склонность к рисованию и пятнадцатилетней девочкой отправилась в Токио учиться живописи. В 1876, победив в трудном конкурсе, Рин поступила в Школу искусств при Технологическом колледже. Из сохранившейся ведомости известно, что она была превосходно успевающей ученицей. В этой школе она подружилась с Масако Ямамура, горячо верующей православной девушкой, которая в свою очередь представила Рин святителю Николаю Японскому. Встреча эта оказалась судьбоносной, и в 1878 году она крестилась с именем Ирина. Одной из первых ее работ на религиозную тему был эскиз к обложке журнала «Сэйкё симпо» («Православный вестник»), который издавала православная миссия в Токио. 
В 1879 году свт. Николай был в России и договорился о стажировке для японки в иконописной мастерской Новодевичьего Воскресенского монастыря в Петербурге, имея в виду подругу Рин – Масако. Но та вышла замуж, и случилось так, что вместо подруги поехала Рин. Путь пролегал по морю через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Черное море. По дороге она посетила храм Софии в Константинополе, а в Александрии впервые надела европейское платье. Ей было 24 года, и это была первая женщина-японка, приехавшая учиться в Россию. 

Икона евангелиста Иоанна Богослова.

В марте 1881 года Рин прибыла в Петербург и поселилась в Новодевичьем монастыре. Можно себе представить, какое это было для неё испытание. Южанка, оказавшаяся в петербургском климате, не знавшая русского языка, не имевшая ни одного близкого человека, с весьма смутными представлениями о Православии (в то время даже Библия не была еще переведена на японский язык), она должна была привыкать к суровому монастырскому распорядку. Вряд ли Рин сама осознавала за какой подвиг бралась, но Господь уловляет премудро. Ее темпераментная, требовавшая дерзновения натура и святительское благословение сыграли свою роль, и она жила, не оглядываясь назад. Сохранился ее дневник первого года пребывания в России. Хрупкая японская стажерка мужественно переносила все трудности и с интересом знакомилась с окружающим миром. В дневнике она часто повторяла одну и ту же запись: «Хочу рисовать! Хочу рисовать!», видимо, это стремление было источником сил и вдохновения для неё. Через три дня после приезда из окна Рин услышала выстрелы – 13 марта 1881 года было совершено убийство императора Александра II. 
Началось обучение иконописи. Сложнее всего было для Рин постичь духовные основы иконописного творчества. Она увидела пришедшееся вскоре пасхальное торжество, увидела ревность русских православных людей. Все это отличалось от церковной жизни в Японии. 

В то время наряду с явным подражанием католической живописи, почитанием рафаэлевских мадонн, в России начинается поиск и стремление к византийскому и древнерусскому письму. Это было частью широкого исторического процесса, связанного с ростом национального самосознания в России после долгого засилья иностранщины. Рин Ямасита оказалась вовлеченной в эти противоречия. В монастыре требовали писать в «греческом стиле», но одновременно в мастерской были и сторонники западного искусства. Рин стала ходить в Эрмитаж и делать копии с известных западноевропейских мастеров, в основном, итальянцев эпохи Возрождения, мир которых ее поразил. Лики и образы, выходившие из-под ее руки, часто приобретали телесность, традиционно не свойственную православной иконописи. 
Тем временем ее отношения в монастыре стали ухудшаться, часто возникали ссоры, плохо знавшая русский язык и находившаяся в ситуации «культурного шока» Рин стала чрезмерно обидчивой. Конфликты были и на почве творческой: Рин любила «итальянскую живопись», а в монастырской мастерской зачастую требовали заниматься только традиционной иконописью. К тому же, Рин несчастливо влюбилась. Известно, что она задумывалась о монашестве, о чем написала владыке Николаю. Он ответил Рин ласковым, отеческим письмом, но не благословил ее принять постриг. Она последовала его совету, но впоследствии вела почти иноческий образ жизни: посвятила себя иконописи, много времени отдавала молитве, даже в одежде предпочитала черный цвет. Промозглый петербургский климат и душевные переживания давали себя знать, и Рин стала сильно болеть. Владыка Николай, всегда поддерживавший ее письмами, посоветовал ей вернуться домой. Весной 1883 года, пробыв в России два года, вместо условленных пяти, Рин уехала обратно в Японию. 
В Токио Рин поселилась при Православной миссии, и с тех пор её жизнь была тесно связана со свт. Николаем Японским, духовно окормлявшим свою ученицу и очень ценившим её творчество. Он величал её «наша иконописица Ирина Петровна». Она сразу начала трудиться в иконописной мастерской, где проработала 35 лет до 1918 года. Иконы работы Рин украшали и кафедральный собор Воскресения Христова в Токио, и православные храмы в других городах, особенно на севере страны. К сожалению, часть её произведений, и среди них лучшие, погибли во время токийского землетрясения 1923 года в кафедральном соборе и во время второй мировой войны. 

Икона, подаренная будущему императору Николаю II.

В 1891 году Японию посетил наследник российского престола Николай Александрович. К его визиту по просьбе архиепископа Николая Рин писала икону в подарок. Тема – Воскресение Христово. Знаменитый мастер Ясудзи Такаи изготовил для неё редкой красоты деревянный оклад в японском стиле. Это уникальное произведение украшало покои Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, после коронации Николай II забрал её в Зимний дворец. Так она и оказалась после революции в собрании Государственного Эрмитажа. Подарок Николаю Александровичу – единственная работа Рин, находящаяся в России. 
Умерла Рин Ямасита в 1939 году в возрасте 83 лет. Она не забыта до сих пор, проводятся выставки её работ, о ней выходят книги, фильмы. А мы можем подивиться и порадоваться такому необыкновенному торжеству христианского творчества в далекой восточной стране. 

Анастасия Верина.
www.pravoslavie.ru.

Previous 1 2 3 4 5 6 7Next

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz