7

Глаголъ 

№ 7 (53)                                                                                                                                                               


Вид на Иерусалим. Литография Д. Робертса. XIX в.

РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА

(Окончание. Начало в № 6)

 

Мы подошли к горе Голгофе. Это место, где умер на Кресте Спаситель. Возле ее подножия, по преданию, был похоронен праотец рода человеческого Адам. «От святыя Голгофы расселася гора во время оно, егда возопи Иисус гласом велиим и испусти дух. Некия же глаголют, яко тою сквожнею сниде кровь Христова на главу Адама. НИКА». Когда Христос умер на Кресте, гора эта треснула. Кровь Праведного искупила первородный грех рода человеческого, и таким образом появилась надежда на спасение и вечную жизнь людей. Вот почему в конце такими большими буквами написано НИКА (ПОБЕДА). 
В центральной части храма находится Камень помазания и Кувуклия – часовня Гроба Господня. Иосиф Аримафейский получил разрешение снять Спасителя со Креста и возложил Его на камень, чтобы совершить древний обряд помазания. Этот камень в Иерусалиме мироточит, к нему прикладываются все паломники. Приготовленное тело Спасителя отнесли в Гроб, пещеру, которую Иосиф приготовил для себя. На Святой земле в Великую Субботу в ней с незапамятных времен происходит великое чудо – сошествие Благодатного огня. Однажды армянские священники подкупили мусульман, которые владели зданием церкви, и не пустили православных внутрь храма. Тогда Благодатный огонь рассек колонну снаружи, где стояли православные, и сошел там. До сих пор, когда паломники входят в иерусалимский храм, они видят это чудо, свидетельствующее об истинности православной веры.
В Ново-Иерусалимском монастыре мы были первые, кто увидел Кувуклию после долгого ремонта. Правда, в ней восстановили только пол. Здесь находится придел святого ангела, где лежал камень, отваленный от входа в пещеру. На нем ангел сказал знаменитые слова: «Что ищете живаго среди мертвых? Христос воскресе!». Сразу за ним – вход в следующую часть, там располагается каменное ложе, на котором воскрес Спаситель. Поэтому оно называется по-гречески Анастасис (Воскресение). 
В узких галереях на первом и втором этажах собора устроены 15 инославных престолов – Коптская Церковь (египетская), Хобежская (эфиопская), Сирийская и др.
По тридцати трем ступенькам мы спустились в подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены. В 323 году от Рождества Христова, т. е. почти 1700 лет назад, царица Елена отправилась в паломничество на Святую землю. Переплыв Средиземное море, она прибыла в Палестину, где построила много храмов, главный среди которых – Воскресения или Гроба Господня. Так же как и в Иерусалиме, с восточной стороны Новоиерусалимского собора устроен подземный придел Обретения Честного и Животворящего Креста, самый глубокий в храме. На том месте, где в Иерусалиме обрели Крест, забил животворящий источник. И когда у нас 350 лет назад рыли котлован под эту церковь, то на этом же самом месте вдруг ударила вода из-под земли. Этот источник также назвали святым. Пройдя через маленькие поклонные ворота рядом с колодцем, мы оказались в другом приделе. Древняя надпись рассказывает, что это «Церковь святого священномученика Кириака, иже бе прежде Иуда, иже указа Крест Христов». Старец Иуда, который показал место обретения Креста святой Елене, наблюдал за раскопками, увидел чудеса, происшедшие здесь, уверовал в Христа, крестился с именем Кириак, стал патриархом иерусалимским и погиб во время гонений на христиан. В алтаре подземной церкви есть еще очень необычное сооружение: ниша с сидением и окошечком. Все это называется местом сидения царицы Елены. Здесь престарелая императрица (через год после возвращения в Константинополь она преставилась, ей было около 70 лет) сидела и, нетерпеливо выглядывая в окошечко шатра, наблюдала за тем, как рабочие вели раскопки. Значительную часть Креста и гвозди, найденные в нем, царица отправила в Константинополь. Но основная часть святыни осталась в Иерусалиме. Еще в древности она была утеряна, и до сих пор мы в неведении, где основная часть этой реликвии.
Пройдя по туевой аллее, единственной у нас в стране, через башню мы спустились в Гефсиманский сад. Монастырские окрестности также носят названия, которые напоминают Святую землю. Поэтому обитель называли не только Новым Иерусалимом, но и Русской Палестиной. Например, Фаворы – это обрусевшее название холма за рекой, образ горы Фавор, где происходило Преображение Господне. Река Истра в этом месте называется Иорданом. Каждый год на Крещение здесь совершается Великое освящение воды. Недалеко – скит патриарха Никона, где он жил в полном уединении 8 лет. Рядом мы увидели дорожку к источнику «Силоамская купель», где прозрел слепец, уверовавший в Христа. 
Мы покидали монастырь с двойственным чувством. С одной стороны, мы соприкоснулись с великими христианскими святынями. А с другой стороны, – с грустными страницами нашей, современной истории. На большей части территории Нового Иерусалима (в частности, в храме Рождества Христова) пока располагается музей. Действует только один братский корпус. Со времени перестройки государство восстановление не финансирует. Воскресенский храм находится в полуразрушенном состоянии. Мы были одними из первых, кто вошел в Гроб Господень, восстановленный на пожертвования паломников. Еще совсем недавно там стояли леса, все было закрыто железными щитами, провален пол.

Татьяна Ртищева.

Previous 1 2 3 4 5 6 7  

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz