7

Глаголъ 

№ 10 (56)                                                                                                                                                               


МЕСТА, ОТМЕЧЕННЫЕ БОГОМ

Среди святынь русского Севера особое место занимают два монастыря – Введено-Оятский и Свято-Троицкий монастырь преподобного Александра Свирского. Связаны они с именем святого, которому, подобно Аврааму, явилась Пресвятая Троица в виде Трех Мужей, сияющих небесным светом. И еще прп. Александр Свирский известен нам тем, что мощи его Господь сохранил совершенно нетленными. 

Введено-Оятская обитель – это родина святого. Деревушка Мандеры, где он родился, располагалась на противоположном от монастыря берегу реки Оять. Монастырь был основан вблизи места слияния двух рек – Ояти и Свири. С его образованием началась проповедь Евангелия в здешних землях. 
В стенах этой древней обители родители прп. Александра Свирского Сергий и Варвара молились о его рождении. Здесь же, приняв монашеский постриг с именами Стефан и Васса, они закончили свои земные дни. В советское время монастырь сильно пострадал. Ныне на месте разрушенной церкви установлен поклонный Крест. До нас дошел главный храм – Введенский, а также колокольня монастыря и жилые корпуса. 
В 1991 году в обители возродилась надолго прерванная монашеская жизнь. Сестры ведут крестьянское хозяйство, занимаются реставрацией. В первое десятилетие новой жизни монастыря произошло два важных события. «Ожил» источник «Слезы Божией Матери». Его вода имеет характерный вкус – сладковато-соленый. Многие люди через эту воду, освященную Божией благодатью, получили излечение от душевных и телесных недугов. А летом 2001 года насельницы монастыря торжественно праздновали прославление в лике местночтимых святых прп. Стефана и Вассы. 
Место будущего монастыря прп. Александр, до пострига Амос, увидел впервые, когда ушел с берегов Ояти из родительского дома и направился на Валаам. Он заночевал возле прекрасного озера, и в тонком сне Господь предвозвестил ему Свою волю о сооружении здесь обители. Через 10 лет инок Александр призовется с Валаама видением столпа света над этим местом. И сейчас паломников, приезжающих в Александро-Свирский монастырь, поражает красота природы, окружающей обитель, и царящий здесь неземной покой. Монастырь располагается в межозерье, в соседстве вековых деревьев. Одно из озер почти повторяет форму креста. Во всем чувствуется Богоотмеченность этого места. Накануне 1917 года, при последнем игумене Агафангеле, монастырь процветал. Большие средства в строительство вкладывал родной брат игумена. Обитель посещали представители дома Романовых, т. к. прп. Александр почитался особым молитвенником за царский род. Колокольня необычной архитектурной формы, возвышающаяся над монастырем, построена на пожертвования св. страстотерпца царя Николая II. Перед революцией в обители было 190 монахов.
В годы безбожной власти здесь находился сначала лагерь для заключенных, а затем психиатрическая лечебница. Сегодня Церкви передана полностью лишь первая часть мона-стыря, вторая еще пока занята лечебницей. После передачи монахов приняла небольшая церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы. Мощи, вернувшиеся в монастырь через 80 лет, тоже в начале были положены здесь. Теперь они снова почивают в Спасо-Преображенском соборе, рядом с которым преподобный был похоронен. Это кажется невероятным, но собор отреставрировали всего за 3 месяца. Кроме Спасо-Преображенского собора и церкви свв. Захарии и Елисаветы, есть еще третья, надвратная церковь свт. Николая, и особенной точкой обители является, конечно, часовня, возведенная на месте, где преподобного посетила Святая Троица. Входя в часовню, паломники поклоняются иконе, ставят свечи.
Величественный каменный собор построен в 1598 г. на месте деревянной церкви, которую срубил по Божьему указанию сам преподобный вместе с мастеровыми. Архитектурный стиль собора – новгородский, лаконичный, с некоторыми московскими декоративными элементами. С трех сторон собор окружен галереей. Внутри сохранились трехсотлетние фрески. Есть сведения, что в их создании принимали участие коломенские мастера. Из всех зданий монастыря лишь Покровская церковь, представляющая собой единое целое с просторной трапезной, сооружалась при жизни прп. Александра. Она горела, повреждалась, переделывалась, но ее фундамент до сих пор хранит кладку времен преподобного. В XIX веке в этой части монастыря размещались духовное училище, семинария, большой исторический архив. В архив приезжали работать многие русские ученые. Некоторый срок здесь жил свт. Игнатий Брянчанинов. До революции во второй части монастыря функционировала больница, а к ней примыкал храм прп. Иоанна Дамаскина. В этом больничном храме читалась неусыпаемая Псалтирь. 
В день Святой Троицы основные торжества проходят в летнем Троицком соборе. Сюда переносятся мощи, служится молебен с акафистом. Ведь праздник Троицы – один из четырех дней памяти святого. Во все эти четыре дня в монастырь приезжает огромное количество гостей, так что даже негде встать автобусам. Это напоминает о дореволюционных временах, когда в обитель на престольные праздники стекались тысячи паломников. 
И сегодня, как раньше, преображаются и исцеляются души тех, кто попадает в эти Богом избранные места. 

Надежда Тихонская.

Previous 1 2 3 4 5 6 7  

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz