4

Глаголъ 

№ 4(50)                                                                                                                                                               


ЕСТЬ ТАКАЯ ДЕТСКАЯ ИГРА

С третьего по десятое ноября в коломенской школе № 3 проходил слет детско-юношеской национальнойрганизации разведчиков «Русь». Когда меня попросили сделать материал об этой организации, я, если честно, взялась за работу без особого энтузиазма. Опять педагогика, воспитательный процесс, цели, задачи, методы. А тут еще разведчики. «Военные, наверное», – думала я. 
Был уже вечер. В окнах школы мелькали фигурки детишек, одетых в военную форму, – солдатские рубашки, галстуки, береты. На пороге показался силуэт молодого человека, и меня пригласили войти. Из школы выбежали с радостным криком малыши – «Куда это вы? Кто разрешил выходить?» «Мы на святой источник!» – отвечал радостный хор. На сердце немного отлегло – наши дети, совсем обычные, да еще православные. Очень серьезный молодой человек проводил меня в штаб, где я познакомилась с местным руководством – капитан-командором Олегом Быстрецких и штаб-капитаном Олегом Денисенко. Они мне и поведали, что такое Национальная Организация Разведчиков «Русь». 
Историческая справка.
Православная детско-юношеская организация «Русь» ведет свое начало от русских скаутских объединений, появившихся в России в начале 20-го века. До революции это движение было весьма распространенным. Детские объединения разведчиков, следопытов, витязей и т. д. организовывались русским патриотическим офицерством в помощь семье, школе и Церкви, стремившимся воспитать детей и молодежь в духе «русского христолюбивого воинства», в традициях «русской культуры и государственности». После того как случился переворот 17-го года, она некоторое время была еще достаточно распространенной. Но к 1922 году, когда была создана пионерская организация, ее постарались уничтожить совершенно. Тогда многие эмигрировали на Запад и там открывали храмы, воспитывали свою молодежь. И наконец, к 90-му году сложились все условия, чтобы можно было вернуть НОР в Россию.                        
Кто такие разведчики и что они разведывают?
Действительно – почему разведчики? Когда в 1990 году организация воссоздавалась в России, то стоял вопрос, как называться: скаутами или разведчиками. «Скаут» в переводе с английского – это и есть «разведчик». Но «скаут» – слово не русское, западное. А «разведчик» – от родного славянского ведать – узнавать. Узнают юные разведчики немало: о России, о Православии, о самих себе, об отношениях между людьми и т. д. Вся организация делится на отряды, которые возглавляют командиры – взрослые люди, планирующие и контролирующие жизнь отряда. Разведчики есть в Твери, Питере, Тольятти, Самаре, Обнинске и теперь у нас в Коломне. В Питере – крупное объединение. Там несколько отрядов. Каждый отряд делится на звенья, ведущие самостоятельную жизнь. Командиры звеньев – ребята, которые заслужили авторитет, доверие всего звена, – планируют работу звена, несут ответственность за все, что в нем происходит. В звене – дети разного возраста. Самые маленькие называются следопытами, потом идут кадеты, разведчики, витязи и дружинницы, а дальше чины старших – руководителей. Все отличия отражаются на форме, так что, глядя на цвет галстука, нашивку на рубашке (многие из них даются за определенные знания, достижения), сразу можно сказать, какую человек занимает должность, в каком отряде или звене состоит, какие прошел курсы, сколько лет в организации, какие дополнительные награды имеет. Примерно два раза в неделю проходят сборы. Ребята надевают форму, общаются друг с другом, вахтенные готовят помещение: ставят стулья, зажигают лампады. Потом молитва, построение, рапорт (кто есть, кого нет и почему) – и начинаются занятия. Звено, отряд, дружина, знамя, галстук – конечно, скажете вы, это же милая сердцу, старая, добрая пионерская организация! Когда в 1922 году была образована пионерская организация, то почти все методы работы с детьми были ею позаимствованы у скаутов, но вот только святая идея, лежащая в основе их работы, служить Богу и Отечеству, была заменена другой – служить делу Ленина и коммунистической партии.
Цель у всех одна
По словам руководителей организации, цель ее проста, очевидна и необходима. Это воспитание молодежи в традициях русской культуры, Православия и патриотизма. Круг их деятельности довольно широк – теоретические и практические занятия по изучению основ Православной веры, истории Отечества, походной практики, медицины; а кроме того, посещение богослужений, участие в жизни храма, паломничество, участие в различных фестивалях детского творчества, подготовка и проведение летних походов и лагерей и многое другое. 
Курсы вожаков
Курсы для вожаков (КДВ), на которые собрались члены организации из семи городов, – это учеба младшего командного состава – командиров звеньев. Она идет по расписанию. После завтрака начинаются занятия, которые продолжаются до самого вечера. В день проходит четыре лекции. Когда я была в гостях (времени было часов семь) намечалась лекция по иконографии. Несмотря на то, что нагрузка приличная – одна лекция длится около двух часов с перерывом, – никто не ныл, вообще, было такое ощущение, что это у них всегда так – восемь часов занятий в день. Для сравнения, в институтах тоже бывает по четыре пары, но до конца учебного дня (это я по собственному опыту знаю) «доживают» далеко не все. 
Каждому курсанту выдаются зачетные книжки, куда входят 16 предметов. Среди них – основы православной веры, история России, история Церкви, история культуры, идеология организации, медицина, коллективно-творческие дела, журналистика и др. Из 30 курсантов зачеты сдадут 5 – 6 человек. И примерно с третьей попытки. Дисциплина очень серьезная. За каждое нарушение – наряд, при чем нарушитель (опоздавший, например) сам себе находит задачу и после выполнения докладывает старшему по званию – инструктору, например (инструктор – это преподаватель или командир звена). На занятия детей никто не собирал и не напоминал им о расписании. Примерно за пять минут до лекции местное население начало медленно растворяться в коридорах и ровно в назначенное время весь состав курсантов (детишки от 11 до 16 лет) сконцентрировался в аудитории. Тишина – идеальная. Все спокойно слушают, записывают, лектор (очень серьезная барышня лет 19, выпускница Гуманитарного университета, искусствовед, в общем) почти не отвлекается на замечания. Напомню, что был уже восьмой час вечера. 
Самое интересное
А теперь о том, что больше всего меня заинтересовало. Во время летних каникул разведчики проводят особые лагеря. Они называются ролевые или игровые. В течение 10 дней в лагере идет игра – и днем и ночью. Заранее разрабатывается какая-либо историческая тема: Древняя Русь, Смутное время, Война Алой и Белой Розы т. д. По отрядам рассылается зачин игры (историческая ситуация) и четкий свод правил, на которых основывается игра: жизнь городов, продукты и экономические отношения, отношения между городами. Начинается детальное изучение истории, археологии, топонимики, краеведения, культуры, военного искусства, изготовление народной одежды, стягов, знамен, гербов, подготовка к поединкам и боевым действиям. После того как все готово, несколько отрядов (княжеств, городов и т. д.) собираются на территории около 1,5 км. На следующий день после приезда все начинают жить по законам выбранного исторического времени. Строят города, крепости, устраивают ярмарки, платят дань, сражаются с захватчиками. Причем сценария, по которому будут развиваться события, – нет. Есть четкие правила, историческая ситуация, которая может изменяться в зависимости от дипломатических и других отношений между игроками. Например, в прошлом году играли в Древнюю Русь. В игре принимали участие татаро-монголы, Литва, Тверское княжество, Московское, Нижегородское. Задача татаро-монгол – владеть Русью, собирать дань, ставить князей. Соответственно, цель у русских – объединиться и дань не платить. Кому же понравится расставаться с бесценными запасами сгущенки, тушенки и другими продуктами питания и необходимыми предметами быта? Началась игра с того, что русские отказались платить дань татарам. Как и полагается в любом государстве, на соответствующем уровне развития находились и торговые, и культурные, и дипломатические отношения. Но, к сожалению, произошло то, что в истории происходило очень часто, – в силу некоторых исторических амбиций княжества не смогли объединиться между собой. Татар-то они, конечно же, сбросили, но договорится – не смогли. Многому учились ребята: строить крепости, города, шить одежду, знамена, готовить себе еду и т. д. Но самое главное, конечно, не это. Они учились быть милосердными и ответственными, побеждать и проигрывать, ценить дружбу и доверие.
«Почему мы здесь?» или «Зачем нам это нужно?»
Штаб-капитан Олег Денисенко, один из руководителей Национальной Организации Разведчиков «Русь», разработчик систем внешкольного воспитания, автор программ цикловых исторических лагерей, г. Обнинск: 
– Все подобные акции требуют напряжения духовных сил, потому что работа с детьми требует самого лучшего, что у тебя есть. Если ты в себе не ищешь это лучшее, тогда все обречено на провал. Любой человек, который занимается этим делом качественно, получает от него радость. Ребята, которые к нам приходят, – разные. Среди них есть те, с кем родители мало занимаются или не занимаются вообще. Беда нашего времени в том, что если ребенок очень талантлив, но беден, он может потеряться в мире. Когда ты видишь, что человек благодаря нашей поддержке чего-то достиг, не спился, не стал наркоманом, это не может не приносить некоторой духовной радости. Конечно, наша работа еще во многом оставляет желать лучшего. Дело многих лет – сделать из нытика – не нытика, из запуганного – ответственного, из хулигана – приличного человека. Но важно, что в общении друг с другом наши воспитанники не допускают каких-то гадких вещей, ненормативного сленга, того, что можно назвать современной молодежной субкультурой. 
Настоятель церкви апостола Иоанна Богослова священник Игорь Тарасов, г. Коломна:
– Я узнал о Национальной Организации Разведчиков «Русь», прочитав книгу «Дорога на Родину», в которой даны ее основные принципы воспитания. Меня заинтересовала деятельность этой организации. Она обладает единством внешних атрибутов и внутренних стремлений, очень четким идеологическим стержнем, давними педагогическими традициями, внутренней дисциплиной. Со многими ее руководителями я знаком лично и могу сказать, что они действительно служат Родине и Богу, отдают этому делу всю душу. Их методика дает возможность воспитывать детей, влиять на них, давать им жизненный урок служения Родине и Богу, урок практического Православия. В этом я вижу большую пользу и для наших ребят. Впервые мы приняли участие в жизни этой организации летом этого года, и вот теперь семь человек нашей Воскресной школы прошли КДВ. На курсах была очень серьезная учебная нагрузка, но, несмотря на это, всем очень понравилось, ребята много вынесли для себя.
Инструктор Евгений Мороз, 18 лет, студент Свято-Иоанновского богословского института, г. Москва: 
– Изменить наше общество путем реформ очень сложно. Поэтому необходимо заниматься воспитанием, образованием и выращивать новое поколение граждан. Я считаю, что деятельность нашей организации является уникальным средством воспитания детей, поэтому связываю с ней дальнейшие жизненные планы. Хочу вырасти сам и вокруг себя вырастить достойное поколение.
Инструктор Наталия Балицкая, студентка Академии культуры, 21 год, г. Санкт-Петербург:
– В организации с 1997 года. Общение с этими людьми для меня значит очень много. Я нашла себя и понимаю, что не одна. Во всяком случае, здесь видишь смысл жизни.
Курсант Арсений, 12 лет, г. Пушкино:
– Я здесь уже 4 года. Больше всего мне нравятся летние ролевые лагеря. Там представляешь себя в виде какого-нибудь героя. Я был три раза в Древней Руси. Сначала был русским, а потом татаро-монголом. Иногда мы побеждали, иногда проигрывали. Проигрывать надо тоже уметь, не надо обижаться. Был Ланкастером в средневековой Англии. У нас шла война с Йорками за престол, война Алой и Белой розы. Но вообще, там главное не кто выиграл или кто проиграл. Нужно, чтобы всем просто понравилось, какие-то впечатления остались. Мне запомнилось, как строили крепость, как брали города. На лекциях, конечно, тяжело, но не всегда.
Курсанты Олег и Кристина, а также хор остальных самых маленьких следопытов в возрасте 10 – 11 лет:
– У нас два звена: «Белые волки» и «Тигры». Чего мы тут только не делаем! Сейчас мы ходим по городу и составляем карту Коломны для Макара. Он прислал нам письмо, в котором пишет, что не знает, как попасть домой, но помнит, как выглядели улицы города. «Если у меня будет карта и описание местности, я смогу узнать, где находится мой дом. Может быть, вам помогут мои рисунки. Это все, что я помню». Это игра такая. Нам интересно!
Вместо послесловия
Вот такие бывают разведчики. Очень любознательные, трудолюбивые, ответственные, любящие свою родину – какими им и положено быть. Кто знает, может быть, это всего лишь игра? Но если она учит самому главному – любить Бога и свое Отечество, то пусть в нее играют как можно больше наших детей.

Татьяна Ртищева.
Рисунок Людмилы Мироновой.

Previous 1 2 3 4 5 6 7Next

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz