3

Глаголъ 

№ 6 (52)                                                                                                                                                               


ПЕРВЫЙ ОПЫТ

 Православная педагогика 

В школы нашего города и района постепенно вводится предмет Основы Православия, и уже есть некоторые положительные результаты. В школах № 11, 15 и 20 преподаватели Детского Православного театра А. А. Киселева и Н. В. Космачева в 5-х классах вели курс «Страницы православной истории и культуры России». Программа этого курса была разработана первым проректором КГПИ, доктором исторических наук Алексеем Борисовичем Мазуровым. Поделиться опытом работы мы попросили Анастасию Александровну Киселеву.

– Вы вели предмет целый год. На Ваш взгляд – удачно ли этот курс входит в общую систему предметов в школе?
– Программа А.Б. Мазурова опережает школьную по истории и литературе. Когда мы предлагали программу Алексея Борисовича, многие отказались именно по этой причине. Согласились только 11, 15 и 20 школы. В конце года учителя по истории и литературе были очень довольны, потому что с «нашими» детьми будет интереснее работать: им можно давать материал глубже и полнее. 
– Вы вносили какие-нибудь изменения в программу?
– Мы не уложились в те часы, которые предполагали. В основном ориентировались на потребности и возможности детей, учитывая их пожелания. Мы старались делать так, чтобы каждый урок был цельным. Удивительно то, что ребята могли прослушать целую лекцию, хотя, заметьте, это всего лишь пятый класс – их возрасту это несвойственно.
– С какими трудностями вам пришлось столкнуться в своей работе?
– Конечно же, не было учебников, поэтому приходилось много писать в тетрадях. Иногда тексты распечатывались и дети вклеивали их в свои тетради. 
– Как Вы проверяли усвоение материала?
– Мы старались делать это как можно интереснее: разгадывали кроссворды, проводили тесты, составляли блок-схемы. Когда проводили тесты, использовали аудиозапись, фотографии. Например, после экскурсии «Православная Коломна» детям предложили фотографии коломенских храмов. Нужно было определить, где храм находится и как он называется. Результаты были удивительными: несмотря на то, что нет учебников и большое количество информации нужно воспринимать на слух, дети очень хорошо справлялись с контрольными заданиями. В конце года мы провели анкетирование в школах № 11 и 20 (в этих школах предмет идет не факультативно, а для всех без исключения). Результаты оказались радостными: 95-96% детей ответили, что им предмет нравится и они хотят дальше его изучать. 
– Вы предлагали какие-нибудь творческие задания?
– У детей было творческое задание: написать свое святое имя, его значение и определить, как они сами понимают его. Ребята должны были сделать схему или рисунок. 
Екатерина – «чистая, непорочная». Девочка символически изобразила душу и показала ее чистоту. 
У Светланы (Фотинии) получился образ монахини. Возможно, она ощущает себя так. 
Федор – «Дар Божий» – нарисовал цветок в пустыне, бутон, который должен вот-вот распуститься. Было очень интересно слушать, как дети комментируют свои рисунки. 
Сережа изобразил зарождающуюся жизнь во чреве матери, которая освящена Любовью – плод в необыкновенном сиянии – сиянии Божией Славы. Ребенок сделал этот рисунок под впечатлением картины «Явление Христа», которая была представлена на выставке «Россия. Христианство. Дети». Мы обсуждали эту картину – как Свет Христа отражается на людях. Ему запомнилось, и он выразил это в рисунке, определяя свое место в жизни. 
– Что особенно запомнилось Вашим ученикам?
– Мы рассказывали на уроках о значении Церкви на Руси, о русских святых, князьях, монахах, и ребята захотели узнать: каков же Бог, которого так любили люди? Почему они так поступали? Почему князь Александр Невский, которого несколько раз изгоняли из Новгорода, возвращался и защищал этот город, почему он шел на поклон к татарскому хану. Детям полюбились святые Александр Невский, Сергий Радонежский, с большим удовольствием ребята слушали про летописца Нестора, Феодосия Печерского, иконописца Алипия. С интересом обсуждали поучение Владимира Мономаха, Домострой, применяли их к себе. Урок сократической беседы по теме «Христианские добродетели» был очень оживленным. Для ребят очень важно определить, что же такое мир, кротость, добро, любовь в христианском понимании. Как можно реализовать это в мире, в котором живешь? Нужно ли это? И каждый для себя определял, хочет он это делать или нет.
Многие дети не знают, что такое Православие, христианин, христианская вера. Поэтому приходилось давать много вводного материала. Ребята написали, что хотели бы изучать Библию, больше узнать о Боге, о Церкви, о христианских праздниках и традициях.
– Как Вы считаете, каким должен быть учитель, который будет вести этот предмет?
– Цель курса «Основы Православной культуры» – развитие интереса детей к Православию. Ребята должны увидеть, мир – он интересный, красивый, добрый. Учитель должен вызывать уважение, не должно быть подстраивания, подыгрывания. Перед учителем стоит очень трудная задача: показать образ человека, живущего в мире Священного Писания, в мире Церкви и в то же время в обычном, светском мире, но по законам Бога, добра. Этот образ должен быть близок, интересен и привлекателен детям. 
– Что наиболее важным было для детей на Ваших уроках?
– Мне казалось, что многие вещи, связанные с Церковью, с правилами духовной жизни, давать им рановато. Но выяснилось, что именно в этом сложном вопросе они пытались почерпнуть что-то для себя. Очень важно на уроках проводить аналогию с сегодняшней жизнью и говорить, что Святое Писание – для всех, для каждого человека отдельно и актуально для любого времени. Этот предмет оказался очень важным: ребята поднимали вопросы, которые возникали спонтанно. Например, хорош или плох Робин Гуд? Почему он плох? Кем я хочу быть? Для чего нужны деньги? Нужно ли иметь их много? Эти вопросы волнуют детей, но в связи с занятостью родителей, а может быть, сложностью жизни, им трудно найти на них ответы. Ребята выносили их на общее обсуждение, и ответы на них, как мне показалось, были очень важны для наших учеников.

Беседу вела Мария Панина.

 

Previous 1 2 3 4 5 6 7Next

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz