7

Глаголъ 

№ 6 (52)                                                                                                                                                               


РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА

12 января состоялась паломническая поездка учеников Воскресной школы церкви Пресвятой Троицы (Щурово) в Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоцкий монастыри. Она проходила в светлые дни празднования Рождества Христова. По дороге преподаватели много рассказывали об истории монастырей, в которые мы направлялись, вместе с детьми пели духовные песнопения.

Церковь свв. Константина и Елены. Заалтарный проход. Изразцы.

Ново-Иерусалимский монастырь был построен в середине XVII века патриархом Никоном, который стремился воссоздать на Руси все основные христианские святыни. «Какой в том грех, если бы кто святое Евангелие или иконы образ во славу Божию переписал?» – говорил патриарх. Ново-Иерусалимский монастырь стал новым списком с главной христианской святыни – Иерусалима.
Несмотря на то, что наш монастырь – копия древнего восточного города, облик его чисто русский. Схожесть проявляется в планировке, размерах, названиях. Но русская архитектура иная. Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, русские церкви «веселуются». Они белые, многокупольные, некоторые похожи на терема, светлые, радостные.
Центральный храм – собор Воскресения. Он воспроизводит главную святыню христианства – храм Гроба Господня. В годы войны собор был поврежден и 20 лет лежал в руинах. Потом, в середине 60-х годов, началось его восстановление.
Воскресенский собор – единственный древнерусский храм, в котором было 11 изразцовых иконостасов. Храмов с изразцами на Руси было немного. Самый красивый из них – «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге. Там каждый элемент покрыт изразцами. Когда-то и Воскресенский собор был украшен дивными изразцами, несущими в себе христианскую символику. На арках придела Успения Пресвятой Богородицы мы видели пальметки – пальмовые ветви, которыми встречали Господа при Входе в Иерусалим; на колоннах – цветы граната, символы искупительной Кровавой Жертвы. Глиняные кирпичи, из которых делались изразцы, расписывали разными красками. Их обжигали в печке, при чем для каждого цвета нужна была своя температура. Работа была очень долгая и трудная. Один из оставшихся изразцовых иконостасов украшает «Церковь, в ней же бысть удержан Христос от Пилата, дондеже приготовлены были орудия страстей». Речь идет о темнице Христовой, из которой вывели Спасителя и повели на Голгофу. Такое же небольшое помещение есть и в Иерусалимском храме Гроба Господня. Удивительно, что уже в 20 веке там провели раскопки и нашли плиты пола, где римские солдаты оставили свои знаки. Они чертили мечами и копьями на этом мягком камне. В центре помещения находится белый камень с двумя круглыми отверстиями – это повторение уз Христовых. Туда ноги Христовы были пропущены, как в колоды, а снизу завязаны веревками. Так что ступить с этого камня нельзя – можно только сидеть или стоять. Отсюда начался Страстной путь Спасителя. Рядом, под сенью деревянной раки, находится длань правой руки святой мученицы Татианы.
После Успенского придела мы оказались в необычной части собора, которую в других русских храмах увидеть можно крайне редко – за главным престолом во имя Воскресения. Такой заалтарный проход, коридор за алтарем, есть и в Иерусалиме. Он связывает воедино места Спасительных Страстей Господних.
Первое из этих мест – «Церковь, в ней же титла написаны от Пилата еврейски, гречески и римски». Здесь была сделана надпись-таблица «Сей есть царь иудейский», по-римски называющаяся «титулос», которая потом была прибита над головой Спасителя. Такие таблицы солдаты носили впереди казнимого или вешали ему на шею (также в годы войны фашисты казнили партизан). Еще здесь есть надпись, которая рассказывает, что в 17 веке на этом месте в Иерусалиме служили «хобежи – люди черны». Это христиане Эфиопии. Когда наши паломники бывали в храме Гроба Господня, то всегда стояли здесь с открытыми ртами. Мало того, что люди были черные, во время службы они еще били в барабаны, подпрыгивали, плескали в ладони. Это было шумно и непривычно.
Следующий придел – армянский, монофизитский. Это «Церковь на месте, идеже разделиша воины ризы Христовы и меташа жребий». Как полагалось по римскому закону, воины сняли с Христа одежду, сначала ее делили поровну, а потом о Его хитоне бросили жребий. 
В сирийском приделе сохранился иконостас с тремя шестикрылыми ангелами. Они здесь неслучайно. Наличие в иконостасе серафимов – высших из девяти ангельских чинов – говорит о том, что монастырь и этот храм основан патриархом. Святейший носит изображение этих ангелов, вышитое на клобуке, как знак своего высокого сана. 

(Продолжение следует).
Татьяна Ртищева.

Previous 1 2 3 4 5 6 7  

Home

Web-дизайн и вёрстка Марии Сальниковой

 

Hosted by uCoz